Выездная налоговая проверка по ндс

Содержание

Тематическая налоговая проверка по НДС в 2018 году

Выездная налоговая проверка по ндс

На сегодняшний день наиболее эффективной формой налогового контроля признаются налоговые проверки. Целью налогового контроля является  проверка  «чистоты» и сроков уплаты налогов и сборов.

Такой контроль осуществляется посредством сравнения данных в декларации, поданной налогоплательщиком, с фактическими данными, которые выявляются налоговыми инспекторами.

Теперь налоговики начали по-новому «мотивировать» налогоплательщиков отказываться от вычетов по НДС и уплачивать другие налоги.

С этой целью ФНС России все чаще применяет выездные налоговые проверки для детального и глубоко изучения данных о деятельности российских компаний, для выявления  возможных нарушений налогоплательщиками  по уплате налогов и сборов.

Выездные налоговые проверки требуют больших временных и денежных затрат. Поэтому ФНС России был разработан так называемый новый вид выездных налоговых проверок по НДС, которые получили определение «тематических налоговых проверок».

В данной статье рассмотрено понятие, законодательное регламентирование, сроки и порядок проведения тематических налоговых проверок.

Понятие тематической налоговой проверки

Согласно действующего налогового законодательства РФ налоговые проверки делятся  на два вида: камеральная (когда компания представляет в налоговый орган документы с подробным отчетом о своей финансово-хозяйственной деятельности) и выездная (когда налоговый орган осуществляет самостоятельный выезд в офис компании с проверкой).

          Однако, выездные налоговые проверки требуют больших временных и денежных затрат. Поэтому ФНС России был разработан так называемый новый вид выездных налоговых проверок по НДС, которые получили определение «тематических налоговых проверок».                  Налоговый кодекс РФ термина «тематической налоговой проверки» не содержит.

Понятие тематической налоговой проверки раскрывается в Письме ФНС России от 25 июля 2013 года № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» (п. 1.3.3.).

Так, тематическая налоговая проверка – это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности компании, то есть отдельного вида налога (например, проверка правильности исчисления и уплаты НДС).

 В указанном письме ФНС дает рекомендации территориальным налоговым инспекциям всех регионов страны в ряде случаев ориентироваться на проведение выездных налоговых проверок, но по отдельным видам налогов – тематических налоговых проверок. Таким образом, тематическая налоговая проверка – это разновидность выездной налоговой проверки, только более сокращенная.

Проводятся тематические налоговые проверки по мере необходимости, которую самостоятельно определяет руководитель налоговой инспекции, в которой налогоплательщик состоит на налоговом учете и осуществляется либо как элемент комплексной налоговой проверки, либо в качестве отдельной проверки по конкретным установленным фактам нарушения налогового законодательства.

Результаты тематической налоговой проверки оформляются также как и выездные, либо отдельным актом, либо отражаются в акте комплексной проверки. Если на основе тематической проверки необходимо провести комплексную налоговую проверку налогоплательщика, должно быть принято дополнительное решение о проведении более широкого круга комплексно проверяемых вопросов.

Как мы уже отмечали ранее, тематическая проверка проводится только по одному налогу и охватывает период времени менее трех лет (например, 1,5 года). Тематические налоговые проверки имеют такие же последствия для налогоплательщика, как и выездные.

Налоговики часто грозят руководителям компаний  проведением тематических налоговых проверок, если те добровольно не откажутся от вычетов пор НДС по спорным контрагентам. Мы уже отмечали, что тематическая налоговая проверка инициируется  территориальной налоговой инспекцией, где компания состоит на налоговом учете.

Однако тематическая налоговая проверка может быть инициирована и иным способом.

К примеру, если  контрагенты налогоплательщика находятся в разных регионах, и налоговая инспекция какого-либо из регионов заподозрила, что эти контрагенты умышленно создали схему ухода от уплаты налогов, то одна из территориальным инспекций передаёт эту информацию в Управление ФНС своего региона, а та пересылает эту информацию в УФНС того региона, где расположен налогоплательщик, с которого можно взыскать налоги.

Законодательное регламентирование, сроки и порядок проведения тематических налоговых проверок

Источник: http://apgmag.com/tematicheskaia-nalogovaya-proverka-nds/

Налоговая шпаргалка для руководителя тематические проверки по ндс

Выездная налоговая проверка по ндс

Обзор Налоговых новостей от Учет-СервисВыпуск №22 (187) от 12 Декабря 2018 года
Новости/разъясненияСправочная  информацияАрхиврассылки

Квартальные тематические проверки по НДС

Когда возникает материальная ответственность работника?

Сообщать в центры занятости нужно обо всех имеющихся вакансиях

Квартальные тематические проверки по НДС

Налоговики стали проводить квартальные тематические налоговые проверки. В большей степени новинка от ФНС коснулась строительных компаний, но эксперимент распространят и на всех остальных

Осенью 2018 года в России начал действовать новый вид выездных налоговых проверок — тематические проверки по НДС. Период проверки — квартал или полгода.

Повод для проверки — разрывы по НДС, которые выявила система АСК НДС. Новый вид контроля появился из-за сокращения времени камеральных проверок с 3 до 2 месяцев.

Инспекторы не успевают отрабатывать всю информацию по компаниям, которую им предоставляет АСК НДС.

Первыми под проверки попали строители

Налоговики начали практику тематических проверок по НДС со строительных организаций. Считается, что такие компании не могут эффективно работать без серых схем по выводу наличных.

В схемах участвуют сомнительные контрагенты, что хорошо известно проверяющим. Потренировавшись на строителях, инспекторы уже начали переходить к другим отраслям.

Сейчас под проверку могут попасть любые организации с крупными разрывами по НДС без определенной принадлежности к какой-либо сфере экономики.

Как проходит тематическая проверка

Тематическая налоговая проверка начинается с разрывов, выявленных АСК НДС. Далее идут предвестники проверки: налоговики запросят документы по сделке с контрагентом. Причем сомнительная фирма может быть контрагентом 2-5-го и далее колен, о которой налогоплательщик не подозревает.

Если после запроса вы получите вызов или уведомление со ссылкой на подпункт 4пункта 1 статьи 31 НК, проблем не избежать. Это значит, что налоговики уверены, что поймали компанию на нарушении.

Инспекторы проанализировали цепочку контрагентов до 7-го колена и увидели в вас выгодоприобретателя.

Затем налогоплательщика ждет процедура «добровольного принуждения доплаты в бюджет» (терминология главы ФНС Михаила Мишустина). Получив вызов, компания обязана будет явиться на заседание рабочей группы «по рассмотрению деятельности налогоплательщиков — участников схем сомнительных операций, установленных с использованием АСК НДС». Там налоговики будут просить решить проблему «по-хорошему».

Следует помнить, что в Налоговом кодексе нет такого мероприятия, как заседание рабочей группы. Это самостоятельная инициатива ФНС, главная задача которой — запугивание и сбор информации. Несговорчивые налогоплательщики получат угрозу в виде включения их компании в план выездных проверок и/или передачи документов в ОЭБиПК.

Мнение чиновника

Виталий Крицкий, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса:

«Любая тематическая проверка может привести к комплексной, если налоговые органы найдут признаки схем уклонения. Сумма доначислений при тематических проверках по НДС не играет значения. Проверяемый период уменьшился. Теперь это не три года, а один квартал и больше.

Это значит, что налоговики могут прийти к компании с проверкой, даже если программа АСК-НДС вычислила разрывы на 200 тыс. руб. В большинстве случаев организации и предприниматели соглашаются с предложением уточнить налоговые обязательства.

Налогоплательщикам проще доплатить небольшие суммы, чем своим отказом инициировать проверку».

Как вести себя на заседании

Идти или не идти на заседание рабочих групп в ИФНС — дело добровольное. Если вы решите не тратить на это время, инспекторы не вправе применить санкции. Однако если пойдете, то получите ценную информацию: что именно у налоговиков на вас есть и о какой сумме потенциальных доначислений идет речь.

На заседание стоит взять с собой адвоката или направить юриста вместо себя. Выгнать вашего представителя налоговики не вправе: формат рабочей группы не регламентирован Налоговым кодексом.

На вопросы проверяющих отвечайте только по теме, которая была обозначена в письменном уведомлении. Если вопросы покажутся провокационными либо не понравятся по какой-то другой причине, вы вправе не отвечать или вовсе прервать встречу.

пример 1

Сумма не имеет значения. Считается, что выездная проверка опасна только тем, с кого можно взыскать 15–20 и более млн руб. К тематическим проверкам по НДС это неприменимо.

В моей практике был случай, когда тематическую проверку назначили налогоплательщику с суммой налоговых претензий в 8 млн руб. Методологи из ФНС заявляют, что и 500 тыс. руб.

налоговых претензий могут стать основанием для проверки.

В ходе тематических проверок налоговики будут раскручивать «интригу»: кто в цепочке контрагентов был выгодоприобретателем, а кто транзитером. Внешняя добропорядочность контрагента первого уровня не гарантия того, что инспекторы не будут вас вызывать. 

пример 2

Пример из практики. Под тематическую проверку попал выгодоприобретатель, контрагент которого внешне более чем приличный. У него были офис, склад, водители, персонал, договоры аренды и пр.

 Но налоговики вызвали директора на допрос. В ходе беседы выяснилось, что тот был номинальным. В беседе проверяющие использовали вопросы из методических рекомендаций ФНС и СК (совместное письмо от 13.07.

2017 № ЕД-4-2/13650@).

Мнение эксперта

Ольга Слобцова, замдиректора по проектам ООО АКФ «Экспертный центр „Партнеры“»:

«Логика в таких проверках есть: еще до назначения выездной проверки по налогу на прибыль за год инспектор имеет картину финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, а также большое количество первичных документов, позволяющих анализировать налоговые риски и по другим налогам. Кроме того, доказанный факт налогового правонарушения по НДС можно использовать при доначислении налога на прибыль.

Налоговики действительно начали активно «добровольно принуждать» строителей. Однако в нашей практике даже после такого давления клиенты не доплачивают налоги. Вместо этого они усиливают доказательную базу своей налоговой добросовестности. Для этого стоит ходить на комиссии, больше слушать и меньше говорить».

Действуйте превентивно

Чтобы не дожидаться вызова на рабочую группу или тематической проверки по НДС, заранее проверьте свои сделки и контрагентов. Есть три позиции при выборе контрагента, которые будут оценивать налоговики. Вы должны обосновать свой выбор контрагентов, ответив на вопросы:

  • как узнали о поставщике;
  • убедились в его способности выполнить обязательства;
  • стороны взаимодействовали друг с другом.

Недавно мы с клиентом анализировали его сделки и сделки контрагентов с позиции инспекции. Пример подготовки к разговору с проверяющими.

  • Купили стройматериалы на складе, привезли на свой склад. Где склад?
  • Нет склада. Но мы в офисе храним.
  • Какой размер офиса?
  • 140 кв. м. Храним в одном из помещений на 40 кв. м.
  • Груз поставляется в чем?
  • В паллетах.
  • Как поднимаете?
  • На лифте.
  • А в лифт груз войдет в паллетах?
  • Эээ… вообще входит. У нас же грузовой лифт есть! И т. д.

Поскольку тематические проверки — это новый формат, случаются курьезы. Например, наш клиент получил решение о проведении тематической ВНП за квартал. В 10-дневный срок он должен был представить документы. Однако в налоговой ему сразу сказали, чтобы он не приносил бумаги, а ждал звонка.

Впрочем, документы по налоговому требованию мы подготовили. Оператор в канцелярии в ИФНС не хотел принимать бумаги и вызвал инспектора. Последний вновь заявил, что не надо было приходить без предварительного звонка. Однако клиент проявил твердость и сдал документы как положено.

В любом случае лучше следовать установленному регламенту.

Как налоговики будут разоблачать схемы

Инспекторы следуют методическим рекомендациям по вычислению недобросовестных налогоплательщиков (письмо ФНС от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@).

Сперва они проверят все данные о должностных лицах компании: штатное расписание, приказы о назначении на должность, инструкции и пр. В рекомендациях есть пункт об особом внимании к опросам сотрудников.

ФНС разработала перечень из 80 вопросов о том, как выбирают контрагентов, подписывают договоры и учитывают товар.

Мнение практика

Мария Булычева, налоговый консультант ООО «АйТиБаланс»:

«Термин «тематические выездные проверки» фигурировал еще в письме ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622, где налоговым органам рекомендовали проводить такие мероприятия в исключительных случаях. Мои коллеги уже сталкивались с такими проверками, но пока исключительно по строительным компаниям. От углубленных камеральных проверок они отличаются периодом проверки и сроком проведения.

При вызовах на комиссию и допросы не стоит надеяться на свои силы. Лучше взять с собой адвоката или налогового консультанта. Они знают законодательство и психологические уловки инспекторов, поэтому в силах зафиксировать нарушения и снять избыточное давление со свидетеля. Проведение допроса и экспертизы с нарушениями впоследствии можно оспорить в суде.

Кира Гин, управляющий партнер юридической фирмы «Гин и партнеры»

Источник: Журнал «Практическое налоговое планирование», №12

Ссылки по теме:

Когда возникает материальная ответственность работника?

При каких обстоятельствах наступает материальная ответственность работника? Какие оплошности не позволяют работодателю взыскать с работника причиненный ущерб.

Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами (ст.233 ТК РФ).

Прежде всего, материальная ответственность возникнет в случае вины работника в причинении ущерба.

При этом каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба. В основном, споры происходят по сумме возмещения ущерба, причиненного работником.

Взыскание ущерба с виновного работника суммы причиненного ущерба производится по приказу (распоряжению) руководителя. Распоряжение о взыскании ущерба с работника должно быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления размера причиненного сотрудником ущерба. В противном случае ущерб придется взыскивать через суд (ст.248 ТК РФ).

Работодатель должен потребовать от работника письменное объяснение для установления причины возникновения ущерба. А в случае отказа работника представить объяснение – работодателем составляется соответствующий акт об отказе.

Например, работодатель проводит инвентаризацию уже после увольнения материально ответственного работника, что делает невозможным привлечение к материальной ответственности бывшего работника, допустившего недостачу (Определение ВС РФ от 07.05.2018 г. №66-КГ18-6).

Важно!

Источник: http://uchet-service.ru/vip187

Тематическая налоговая проверка

Выездная налоговая проверка по ндс

Инспекция часто рассылает уведомления о явке, где говорится, что директор компании обязан явиться в инспекцию. В 8 из 10 случаев инспектор заявит директору на встрече, что один или несколько контрагентов компании — недобросовестные. А раз контрагенты компании недобросовестные, значит, компания использует их для неуплаты налогов. Значит, должна доплатить налоги.

Недобросовестный контрагент — компания, у которой массовый директор и учредитель, массовый адрес, нет штатной численности и материальных ресурсов, которая сдает нулевую отчетность или отчетность с высокой долей налоговых вычетов, движение денежных средств носит транзитный характер, далее деньги уходят на ИП или компании на УСН и т.д. Короче говоря, недобросовестная компания — это то же, что и компания-однодневка.

При этом, претензия у инспекции возникает и тогда, когда недобросовестный контрагент является не прямым поставщиком налогоплательщика, а контрагентом 2 или 3-го звена, то есть прямых отношений с проблемной компанией может и не быть. В этом случае, по данным инспекции, налогоплательщик является выгодоприобретателем, и по сложившейся практике он (то есть вы, уважаемый бизнесмен) будете отвечать за недобросовестную компанию в цепочке поставщиков.

Пример, как это бывает

В Москве есть ООО «Ромашка». Добросовестная компания — налоги и страховые взносы исправно платит, никакой массовости, имеет штат сотрудников и материальные ресурсы для выполнения договорных обязательств.

Год назад «Ромашка» работала с компанией «Василёк» — была крупная сделка. А вот «Василёк» имеет признаки недобросовестности (курсивом выше). Казалось бы, надо задавать вопросы руководству «Василька». Почему же ФНС обращает внимание на «Ромашку»?

Потому, что «Василёк» уже прекратил деятельность или ФНС решила, что с бенефициаров «Василька» нечего взять.

Мы писали об этом подробно в статье о том, как ФНС отбирает компании, в отношении которых можно провести налоговую проверку.

Спойлер — если инспекция понимает, что с бенефициаров компании есть что взыскать, то выездная проверка будет. Если взыскать нечего, то инспекция займётся более «перспективной» с точки зрения взыскания компанией.

Возвращаемся к нашему примеру.

Итак, из-за якобы — якобы! — недобросовестности «Василька» у ФНС появились вопросы к директору «Ромашки». На самом деле цепочка контрагентов может быть длиннее, и включать контрагентов и третьего и четвёртого звена.

«Ромашка» — «Василёк» — «Лютик» —  «Подорожник» и т.д. Если подозрительным оказался «Подорожник», и при этом с «Подорожника», «Лютика» и «Василька» нечего взять (отсутствует недвижимость, основные средства, длительные госконтракты и т.д.

) то ФНС вызовет директора «Ромашки» и предложит ему уплатить.

Здесь действует принцип: возьмем с того, с кого есть что взять.

Но ведь налогоплательщик не отвечает за действия своих контрагентов!

Да, не отвечает.

Более того, ФНС сама подтверждает это. В Письме ФНС России от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@ «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды» указано, что невозможно возлагать негативные последствия на налогоплательщика за недобросовестность контрагентов второго и последующих звеньев в цепочке перечисления денежных средств.

Иными словами, налогоплательщик не может отвечать за действия контрагентов второго и последующих звеньев.

И даже несмотря на то, что это подтверждает сама ФНС, инспекторы требуют от директоров фирм-налогоплательщиков отказываться от вычетов по НДС по договорам со спорными контрагентами. По логике проверяющих и как это видит система АСК НДС-2, налогоплательщик является выгодоприобретателем «схемы» и именно ему будут предъявлены налоговые претензии.

И конечно, возражения директора о том, что у него нет договоров с спорным контрагентом, что он не должен и не мог проявить в отношении проблемной компании меры должной осмотрительности, что пусть отвечает посредник, заключивший договор со спорным контрагентом, не действуют.

От директора требуют отказаться от вычетов по НДС, то есть доплатить налог. Какими методами это делается?

Вот тут-то мы и подходим к тематическим налоговым проверкам.

Что такое тематическая налоговая проверка? В Налоговом кодексе такого термина нет. Но он есть в Письме ФНС России от 25.07.

2013 N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» (п. 1.3.3.).

В этом письме ФНС рекомендует налоговым органам в ряде случаев ориентироваться на проведение выездных налоговых проверок по отдельным налогам (тематических выездных налоговых проверок).

То есть тематическая налоговая проверка — это разновидность выездной налоговой проверки. Она часто проводится только по одному налогу и охватывает период времени менее 3-х лет (например, 1,5 года).

Это своего рода сокращённая выездная налоговая проверка. Только вот её последствия такие же тяжёлые для компании, как и проведение «полноценной» выездной проверки.

Инспекции грозят директорам фирм-налогоплательщиков проведением тематических налоговых проверок ставя ультиматум: или отказывайтесь от вычетов по НДС по спорным контрагентам или мы назначаем в отношении вас тематическую выездную проверку.

Что значит для бизнеса проведение тематической выездной проверки на практике?

Во-первых — и это самое главное — в 90 % случаев после выездной налоговой проверки (а тематическая проверка — это разновидность выездной) компания разоряется из-за непомерно высоких доначислений.

Во-вторых, согласовать полноценную выездную налоговую проверку не так просто. И охватить выездной налоговой проверкой все компании невозможно. А вот light-вариант — тематическая проверка проводится быстрее и с меньшими трудозатратами со стороны инспекторов.

В-третьих, тематическую налоговую проверку возможно провести даже тогда, когда истекли сроки на камеральную проверку, а факты нарушений стали известны немного позднее.

В-четвертых, количество выездных налоговых проверок уменьшается, а доначисления по камеральным проверкам растут. Это и достигается как раз работой системы АСК НДС-2 и боязнью некоторых налогоплательщиков попасть под тематическую выездную налоговую проверку.

Большинство налогоплательщиков, чтобы не допустить тематическую проверку добровольно доплачивают суммы налогов, о которых просит налоговый орган.

При чём тут управление ФНС?

Тематическая налоговая проверка может быть инициирована вашей инспекцией, где вы стоите на учете. Но есть и другой вариант инициирования проверки.

Если контрагенты находятся в разных регионах, и инспекция какого-либо региона заподозрила, что эти контрагенты создали схему, то одна из инспекций сначала передаёт эту информацию в Управление ФНС своего региона, а та пересылает эту информацию в УФНС того региона, где расположен налогоплательщик, с которого можно взыскать налоги. Далее УФНС направляет информацию в районную инспекцию для проведения «разъяснительной» работы с налогоплательщиком.

Разумеется, раз сигнал о недобросовестности пришёл «сверху» то районные инспекции будут лезть из кожи вон, чтобы подтвердить, что компании действительно недобросовестны. «Ведь начальство не может ошибаться».

А значит, надо расшибиться в лепёшку, но доказать недобросовестность и доначислить налоги. Иначе руководство инспекции распишется в своей некомпетентности и беззубости.

Что сами сотрудники ФНС говорят об этой ситуации?

Как поясняют инспекторы на местах,

«ни у кого даже и в мыслях нет дать ответ в УФНС России, что у проверяемого налогоплательщика все законно. Проще либо принудить налогоплательщика к уплате, либо организовать в отношении него тематическую налоговую проверку, доначислить налоги и отчитаться в ФНС о положительных результатах».

Какие выводы следуют из этого?

Вызов руководства компании в инспекцию в 8 из 10 случаев означает, что у инспектора есть информация, что компания связана с недобросовестными контрагентами. А значит, инспектор «предложит» доплатить налоги, либо есть риск попасть под тематическую выездную налоговую проверку. Надо быть готовым к этому, идя в инспекцию.

Директор должен быть готовым обосновать работу с любым своим контрагентом. Обосновать деловую цель в использовании посредников и доказать их легальность работы, проявив должную осмотрительность. Иначе претензии налоговой не «отбить».

Подпишитесь на рассылку на этой странице. Никакого спама. 1-2 важных письма в неделю.

Источник: https://nalog-advocat.ru/tematicheskie-nalogovye-proverki/

Выездная проверка по НДС может обязать вернуть организацию ранее полученные из бюджета суммы возмещения

Выездная налоговая проверка по ндс

В отношении налогоплательщика налога на добавленную стоимость может проводиться камеральная налоговая проверка по НДС и выездная налоговая проверка по НДС.

Камеральная и выездная проверки проводятся в целях проверки соблюдения организацией законодательства о налогах и сборах при исчислении и уплате этого налога: например, , незаконное возмещение НДС и т.д.

В том числе, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) налогоплательщик обязан вести раздельный учет НДС, что, например, и проверяется на налоговой проверке.

Предметом камеральной и выездной проверки по НДС является правильность исчисления и своевременность уплаты налога при совершении налогоплательщиком хозяйственных операций.

Камеральная проверка по НДС проходит в месте нахождения налогового органа на основании налоговых деклараций и других документов, представленных налогоплательщиком, а также иных документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Выездная налоговая проверка по НДС, по общему правилу, проводится на территории налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя.

Следует обратить внимание, что согласно позиции ФНСРФ одновременно может проводиться как выездная проверка по НДС, так и камеральная, за один и тот же период, на что указано в Письме от 13 марта 2014 года № ЕД-4-2/4529.

Помимо это часто на практике возникает ситуация, когда выездная налоговая проверка по НДС проводится после проведения камеральной проверки за этот же налоговый период и в ее рамках ИФНС РФ повторно проверяет периоды, которые ранее проверялись при проведении камеральной проверки.

Налогоплательщику грозит проверка, если у ИФНС РФ есть информация об его участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) из результатов проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика можно предположить совершение налоговых правонарушениях (в том числе, неведение раздельного учета НДС, незаконное возмещение НДС и т. д.).

В результате, если по итогам прохождения камеральных проверок организация получала возмещение НДС (и возврат из бюджета осуществлялся на основании решений ИФНС РФ), такое возмещение может быть признано в выездной проверке ИФНС РФ незаконным и налогоплательщик будет обязан вернуть в бюджет ранее полученные из него суммы.

Принимая во внимание вышеизложенное, в такой ситуации избежать возможного налогового спора с ИФНС РФ, обусловленного требованием вернуть ранее полученное возмещение НДС вряд ли удастся.

Выездная налоговая проверка по НДС: как долго она может продолжаться?

Непрерывно выездная проверка по НДС может проводиться не более двух месяцев (хотя этот срок может быть продлен), при этом такой срок может прерываться и фактически контрольные мероприятия могут длиться гораздо дольше.

Проверяемый период также ограничен: (три) года, предшествующие году, в котором было вынесено решение о проведении этой проверки.

По итогам проведенной выездной проверки составляется акт в котором отражаются её результаты, то есть выявленные нарушения налогового законодательства, либо отсутствие таковых в части соблюдения организацией своих налоговых обязанностей, в частности, обязанности вести раздельный учет НДС, добросовестно осуществлять свою деятельность и не допускать незаконное возмещение НДС и т.д.).

Акт вручается налогоплательщику и после истечении пятнадцати рабочих дней со дня такого вручения (если организацией не реализовано свое право на защиту при налоговых проверках и не представлены письменные возражений на этот акт), налоговый орган в течение десяти рабочих дней выносит решение по результатам проверки.

Руководитель налогового органа (его заместитель) должен вынести одно из следующих решений (п. 7 ст. 101 НК РФ):

  • решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение правонарушения;
  • решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение правонарушения.

Также обязательными являются указания в решении на:

  • срок обжалования вынесенного решения;
  • порядок обжалования этого решения.

При несогласии или выводе о нарушении своих прав налогоплательщик имеет право обжаловать все акты (действия и бездействия) ИФНС РФ, которые имели место в ходе проведения налоговой проверки (как камеральной, так и выездной), при оформлении ее результатов, рассмотрении ее материалов, а также непосредственно принятое ИФНС РФ решение.

С 1 января 2014 г. акты принятые ИФНС РФ решения и действия их должностных лиц обжалуются в вышестоящую ИФНС РФ, и лишь после этого могут быть обжалованы в арбитражный суд.

Источник: http://www.calangium.com/information/statiy/Vyezdnaja-proverka-po-NDS/

Чем опасна для вашей компании тематическая налоговая проверка?

Выездная налоговая проверка по ндс

Когда ФНС РФ начала использовать программное обеспечение АСК НДС-2, которое позволило контролировать разрывы в цепочке уплат НДС, положение налогоплательщиков изменилось.

Меняются тренды фискального контроля

Раньше вычеты НДС по «недобросовестным» контрагентам можно было проверить в рамках комплексной выездной или камеральной проверки.  При этом комплексные выездные проверки назначались при перспективах доначислений от 15-20 миллионов рублей, а срок камеральных проверок составлял всего 3 (сейчас уже 2) месяца.

Сейчас под ударом могут оказаться фирмы с «белыми» техническими контрагентами и гораздо меньшими суммами вероятных доначислений. Необходимость пополнять бюджет и финансовый кризис диктуют свои правила.

Кто оказывается в зоне риска

В первую очередь, инспекторы обращают внимание на разрывы по НДС. Если компания допускает такое, то тематическая выездная проверка с большой вероятностью будет, вопрос лишь в сроках. Поэтому если вы проверили себя и нашли слабое место, стоит заранее готовиться, сразу же обращаться к юристам, а не ждать, когда к вам нагрянут.

Размер разрыва может составлять и несколько сотен тысяч рублей. В 2018 году этого достаточно, чтобы заинтересовать ФНС РФ. Сами инспекторы говорят, что в первую очередь при принятии решения о назначении тематической выездной налоговой проверки они ориентируются на:

  • данные, полученные в результате использования программы АСК НДС;
  • сведения, поступившие от МВД;
  • информацию от Росфинмониторинга.

Особый акцент делается на работе с компаниями-однодневками. Если кто-то в цепочке не заплатил НДС, это сразу же становится заметно, причём информацию сейчас собирают уже за довольно большие прошлые периоды. И не имеет значения, к какому именно звену относится проблемный поставщик: он может быть вторым или третьим. Это не избавит компанию от претензий со стороны налоговых органов.

Очень пристально изучаются любые контакты, которые были с фирмами-однодневками 3 года тому назад, когда программа АСК НДС ещё не работала в полную силу. Если тогда налоговая что-то упустила, то сейчас она может это возместить, собирая информацию по разным источникам.

Инспекторы очень плотно работают с недобросовестными налогоплательщиками, приравненными к фирмам-однодневкам, а также со всеми, кто с ними сотрудничал.

Под недобросовестными налогоплательщиками понимаются фирмы с массовыми юридическими адресами (директором, учредителем), с отсутствующими материальными ресурсами, у которых нет собственного штата.

Характерными признаками является также нулевая или близкая к нулю отчётность, транзитный характер переводов. Если ваша компания имела дело с такой фирмой, даже если контакты шли через кого-то, то вы оказались в зоне риска.

Почему вопросы возникают к вашему бизнесу, а не к данной компании? С учётом того, что взыскать налоги с «технической» фирмы невозможно, вопросы появляются к тем организациям, которые контактировали с проблемной компанией. Кроме того, налоговая вполне способна устроить проверки сразу нескольким юридическим лицам.

Как проходит тематическая выездная
налоговая проверка по НДС

Кроме того, со слов налоговиков, летом 2018 года стал актуальным внутренний (ДСП) регламент ФНС РФ по назначению и проведению тематических выездных налоговых проверок. Он пока не доступен к изучению всем желающим.

Основная специфика осуществления такой проверки заключается в том, что она проводится по конкретному налогу, периоду и даже контрагенту и чаще всего за небольшой промежуток времени. Так инспекторы сокращают себе объём работы, но увеличивают возможность найти основание для доначисления налогов. То есть шансы, что проверяющие что-то пропустят или не заметят, очень малы.

У инспекторов в рамках тематических проверок имеются все полномочия, установленные для комплексной выездной налоговой проверки.  Это значит, что они могут:

  • запросить документы организации;
  • назначать и проводить экспертизы;
  • опросить вас, ваших сотрудников и иных лиц (в том числе контрагентов);
  • произвести выемку документов;
  • осмотреть помещения;
  • привлечь сотрудников правоохранительных органов со всеми вытекающими последствиями.

Риски для вашей компании при проведении тематической проверки такие же, как и при обычной ВНП.

Чтобы отстоять позицию своей фирмы, вам нужен грамотный и подкованный юрист, который очень хорошо понимает, что происходит, знает, на что имеют права инспекторы, а на что – нет, какую информацию им нужно предоставлять, в каком виде.

Благодаря присутствию адвоката реально предупредить нарушение ваших прав, пресечь злоупотребления со стороны инспекторов, зафиксировать нарушения процедуры проведения осмотра помещения, опроса работников и т. д.

Своевременное привлечение юристов поможет не разориться. Кроме того, против директора могут возбудить уголовное дело, взыскать с него налоги организации в рамках привлечения к субсидиарной ответственности. Длительная тематическая проверка мешает бизнесу нормально функционировать. Но, в первую очередь, она означает потерю значительных сумм.

Налоговые юристы помогают справиться с подобными ситуациями, предупредить проведение тематической выездной проверки ещё на стадии запроса или провести её с минимальными потерями для вашей фирмы. Благодаря присутствию адвокатов вполне реально избежать риска выдачи лишних документов.

Дело в том, что в проведении именно тематической проверки есть определённое преимущества и для налогоплательщика: он обязан предоставлять данные только по тому, что непосредственно относится к предмету проверки. А чем меньше у инспекторов будет на вас информации, тем лучше для вас.

Первая консультацию адвоката абсолютно бесплатна.

Детали в любом случае всегда оговариваются лично. Сотрудничество с клиентами у нас проходит на условиях строгой конфиденциальности.

Источник: https://skpgroup.ru/yuridicheskie-uslugi/zashchita-biznesa-pri-proverkakh/zashchita-pri-proverkakh-fns/tematicheskie-nalogovye-proverki/

За какой период может быть проведена налоговая проверка – НалогОбзор.Инфо

Выездная налоговая проверка по ндс

Период, который может быть охвачен налоговой проверкой, зависит от вида проверки. Налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные (п. 1 ст. 87 НК РФ). При этом камеральные и выездные проверки могут проводиться независимо друг от друга, то есть одновременно и по одним и тем же налогам (письмо ФНС России от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529).

Камеральная проверка

В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет, в том числе уточненный (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Это означает, что если организация сдала в инспекцию декларацию по НДС за II квартал 2015 года, то в рамках камеральной проверки представленной декларации инспекция может проверить правильность расчета этого налога только за II квартал 2015 года.

При этом для проведения проверки инспекция вправе использовать данные других отчетных периодов.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам камеральной проверки? По итогам проверки инспекция сделала выводы, не имеющие отношения к тому периоду, за который была подана декларация (расчет).

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под камеральную проверку.

В рамках камеральной проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет (п. 1 ст. 88 НК РФ). Отступление от этого периода будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам камеральной проверки подлежит отмене в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под проверку.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 17 февраля 2009 г. № 1437/09, постановления ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09-7599/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А58-6343/06-Ф02-5686/2007, Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. № А56-16972/2006).

Выездная проверка

В рамках выездной налоговой проверки инспекция может проконтролировать любые периоды.

По общему правилу эти периоды не должны выходить за рамки трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении выездной проверки. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Аналогичный подход к определению периодов выездной проверки действует и в тех случаях, когда инспекция проводит:

Особый период выездной проверки предусмотрен, если инспекция проводит:

  • первичную выездную проверку в связи с подачей организацией уточненной декларации. В этом случае инспекция может проверить период, за который подана уточненная декларация, даже в том случае, если указанный период превышает три года (абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ, письмо ФНС России от 29 мая 2012 г. № АС-4-2/8792);
  • повторную выездную проверку в связи с подачей организацией уточненной декларации с суммой налога к уменьшению. В этом случае инспекция может проверить не любой период в пределах трехлетнего ограничения, а только тот, за который подано уточнение (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ);
  • выездную проверку в организации, применяющей спецрежим при выполнении соглашения о разделе имущества. В этом случае инспекция может проверить любые периоды в течение всего срока действия указанного соглашения, даже если соглашение вступило в силу три года назад или ранее (п. 1 ст. 346.42 НК РФ);
  • выездную проверку резидента, исключенного из реестра резидентов особой экономической зоны в Калининградской области. Если эта проверка касается налога на прибыль и (или) налога на имущество и решение о ее проведении принято не позднее трех месяцев с момента уплаты соответствующего налога, то инспекция может проверить любые периоды без каких-либо ограничений по годам (абз. 5 п. 10 ст. 288.1, абз. 5 п. 7 ст. 385.1 НК РФ);
  • выездную проверку участника инвестиционного регионального проекта. В таком случае налоговая инспекция может проверить пятилетний период, предшествующий году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Но, чтобы воспользоваться такой возможностью, необходимо, чтобы установленный региональным проектом срок осуществления капвложений составлял пять лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов (п. 2 ст. 89.2 НК РФ).

Периоды, охватываемые выездной проверкой

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной налоговой проверки проконтролировать текущий год (год, в котором было принято решение о проведении выездной проверки)?

Ответ: да, может.

https://www.youtube.com/watch?v=pR_-qsvKibg

Трехгодичный период, предусмотренный в законодательстве, ограничивает лишь нижний предел периода, который может быть охвачен выездной проверкой (п. 4 ст. 89 НК РФ). Верхний предел этого периода ограничен датой принятия решения о проведении выездной проверки.

Дело в том, что период проверки должен быть определен заранее и отражен в решении о ее проведении (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Это значит, что год, в котором инспекция принимает решение о проведении выездной проверки, может быть проверен вплоть до даты принятия такого решения (определение Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737).

Проверка текущего года может затрагивать:

  • налоги, которые имеют короткий налоговый период (месяц, квартал). Например, НДС, налоговым периодом по которому является квартал (ст. 163 НК РФ);
  • налоги, налоговым периодом по которым является календарный год, например налог на прибыль (ст. 285 НК РФ).

Во втором случае в ходе проверки инспекция будет контролировать правильность уплаты не самого налога, а авансовых платежей по нему, так как налоговый период еще не закончился.

Если при проверке будет обнаружено несвоевременное перечисление авансовых платежей, организации могут быть начислены пени. При этом оштрафовать организацию за такое нарушение налоговая инспекция не вправе.

Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 58 Налогового кодекса РФ.

Правомерность такого подхода также подтверждена арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 6 декабря 2012 г. № А72-2607/2012, Московского округа от 15 апреля 2009 г.

№ КА-А40/3000-09-П, Восточно-Сибирского округа от 29 января 2009 г. № А19-3295/08-50-Ф02-7091/08, от 17 октября 2007 г. № А69-3781/05-Ф02-2938/2007, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г.

№ А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 20 сентября 2007 г. № Ф03-А37/07-2/2195).

Следует отметить, что в отношении организаций – налоговых агентов освобождение от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление налогов в бюджет не применяется. Дело в том, что обязанность налоговых агентов по перечислению в бюджет удержанных сумм налогов связана не с окончанием отчетных (налоговых) периодов, а с моментом выплаты доходов налогоплательщикам.

Это следует из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статей 161 и 174, пункта 6 статьи 226, статей 287 и 310 Налогового кодекса РФ. Таким образом, если в ходе проверки будет обнаружено, что организация как налоговый агент нарушала сроки уплаты удержанных налогов, инспекция вправе не только начислить ей пени (п. 7 ст.

 75 НК РФ), но и оштрафовать по статье 123 Налогового кодекса РФ.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737 и ВАС РФ от 26 апреля 2013 г.

№ ВАС-4862/13, постановления ФАС Северо-Западного округа от 19 апреля 2011 г. № А56-25496/2010, от 18 марта 2011 г. № А56-18448/2010, Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2011 г. № А03-9949/2010, Уральского округа от 27 января 2011 г.

№ Ф09-11127/10-С2).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать I, II и III кварталы 2011 года? Решение о проведении проверки принято в IV квартале 2014 года.

Ответ: да, может.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не выходят за рамки трех полных календарных лет (с 1 января по 31 декабря), предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом квартал (месяц), в котором было принято решение, никакого значения не имеет.

Если решение о проведении выездной проверки принято в 2014 году (неважно, в каком квартале или месяце данного года), инспекция может проверить любой из периодов, который приходится на 2011, 2012 и 2013 годы. I, II и III кварталы 2011 года входят в указанный промежуток. Поэтому инспекция имеет полное право их проверить.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 20 августа 2009 г. № А55-9816/2008, от 3 июля 2009 г. № А57-8348/2008, Восточно-Сибирского округа от 5 мая 2009 г. № А33-10180/07-Ф02-1850/09, Уральского округа от 21 апреля 2009 г.

№ Ф09-1805/09-С3).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать период, который уже был проверен в рамках камерального контроля?

Ответ: да, может.

В налоговом законодательстве установлен запрет на повторную проверку одного и того же периода по одному и тому же налогу (п. 5 ст. 89 НК РФ). Но это правило действует только в отношении выездных проверок.

Иными словами, если инспекция в ходе выездной проверки проконтролировала период по конкретному налогу, то провести еще одну выездную проверку по этому же периоду в отношении того же налога она не сможет. Об исключениях из этого правила см.

Когда проводятся повторные налоговые проверки.

Тот факт, что инспекция провела камеральную проверку, значения не имеет и никакого влияния на период выездной проверки не оказывает. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см.

, например, определения ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № ВАС-5083/10, от 19 мая 2009 г. № ВАС-1588/09, постановления ФАС Поволжского округа от 4 марта 2010 г. № А65-26158/2009, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г.

№ А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 19 мая 2008 г. № Ф03-А04/08-2/1276).

Ситуация: может ли инспекция изменить период выездной проверки в ходе ее проведения?

Ответ: да, может.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении выездной проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции вносить изменения в это решение (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Более того, приказом ФНС России от 7 мая 2007 г. № ММ-3-06/281 утверждена специальная форма решения о внесении изменений в решение о проведении выездной проверки.

Исходя из указанного можно сделать вывод, что инспекция вправе внести изменения в решение по проверке в ходе ее проведения, в частности изменить период проверки. При этом новый период проверки должен быть указан в специальном решении, которое является приложением к основному решению.

Арбитражные суды подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 11 сентября 2009 г. № КА-А41/7737-09).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция вышла за рамки трехлетнего ограничения по периоду проверки.

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые сделаны в отношении периодов, не подпадающих под выездную проверку.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).

Выход за рамки трехлетнего ограничения будет нарушением со стороны инспекции.

Поэтому решение инспекции по итогам выездной проверки можно оспорить в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под выездную проверку (абз. 1 п. 12 ст. 101 НК РФ).

В арбитражной практике есть примеры решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 апреля 2009 г. № А05-11647/2008, Волго-Вятского округа от 27 октября 2008 г. № А39-1580/2008, Северо-Кавказского округа от 13 октября 2008 г. № Ф08-6070/2008).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция проверила период, который укладывается в трехлетнее ограничение, но превышает период, указанный в решении о проведении проверки.

Ответ: да, можно, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не указанных в решении о проведении проверки.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть определены заранее и указаны в решении о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Инспекторы не могут от них отступать.

В противном случае решение инспекции по итогам выездной проверки можно отменить, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не обозначенных в решении.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 15 сентября 2009 г. № Ф09-6838/09-С3).

Проверка правопреемника

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести выездную проверку организации-правопреемника за период, предшествующий реорганизации?

Ответ: да, может.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).

При этом налоговое законодательство не устанавливает специальные требования к проведению выездной проверки в организации-правопреемнике. Следовательно, налоговая инспекция может провести проверку такой организации за период, предшествующий ее реорганизации. Главное, чтобы указанный период не выходил за рамки трехлетнего ограничения.

Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 29 июля 2011 г. № 03-02-07/1-267, от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-48.

Арбитражная практика подтверждает правомерность данного подхода (см., например, определение ВАС РФ от 19 мая 2008 г. № 5863/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2008 г. № А82-4644/2007-14).

Источник: http://NalogObzor.info/publ/nalogovye_proverki/za_kakoj_period_mozhet_byt_provedena_nalogovaja_proverka/14-1-0-288

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.