Налоговые риски по ндс

​​Налоговые риски

Налоговые риски по ндс

02.12.

2019

Под риском подразумевают вероятность убытка организации, который может произойти при неэффективной внутренней политике и различных неблагоприятных событиях, связанных с фискальными взаимоотношениями между компанией и государственной системой.

Неблагоприятное правовое последствие с финансовой потерей может возникнуть при неоднозначном и некорректном налогообложении. Частным случаем является использование предприятием серых схем, которые ведут к ответственности и санкциям.

Суть проблемы

Риск налогового типа или сокращенно НР чаще всего возникает из-за желания экономии на фискальном обременении.

Получается, что предприятие или предприниматель в связи с заинтересованностью в меньшем государственном сборе нарушает определенные правила.

Но такой момент не всегда происходит из-за умышленного и самостоятельного решения. Есть ряд факторов НР, которые могут повлиять на неактуальность базы налогообложения:

  • безграмотность субъекта в финансовой и правовой сфере;
  • действующее законодательство получило неправильную форму трактовки;
  • фискальные нормы и ряд правил по налогообложению имеют двойственность;
  • не была получена информация о внесении изменений в правовую базу;
  • ошибки технического характера;
  • контрагенты имеют недобросовестность, что влияет на всю систему в целом.

Если было выявлено нарушение, то субъект попадает под наблюдение ФНС, в частности инициируются выездные проверки, которые позволяют оценить все риски на месте.

Причинами возникновения рисков могут быть различные действия, в том числе незаконные. Среди них:

  • контрагенты были выбраны без предварительной проверки;
  • сотрудники оформлялись в качестве ИП и получали гражданско-правовой договор;
  • используются офшоры в виде нелегальных схем или специальных компаний;
  • было произведено незаконное раздробление бизнеса;
  • персонал оказался арендован, то есть с ними не были заключены соответствующие договоры для отсутствия дополнительных выплат;
  • использование ТЦО.

НР при заключении договора могут возникать, если было преднамеренное включение в перечень контрагентов сомнительного лица или не проводилась достаточная проверка информации о партнере. В обоих случаях ответственность будет возложена на лицо, которое является налогоплательщиком. Этот момент зафиксирован в приказе ФНС РФ № ММ-3-06333.

Факторы, определяющие налоговые риски

Для устранения НР при совершении сделок на договорной основе потребуется выполнять несколько правил:

  • сбор полноценных данных по деятельности партнера в виде пакета документов, а не устных рекомендаций;
  • процедура согласования условий проводится с наличием доказательств выполнения соглашения и реальности сделки;
  • с помощью документов подтверждается выбор контрагента на основе обоснованности и приведения сведений о ценах и иных факторах;
  • все условия с оплатой, отсрочками и штрафами должны иметь обоснование и быть включены в раскрытой форме в договор.

Если партнер нарушает договоренности, то налогоплательщик будет иметь на руках доказательства с указанием попытки взыскать сумму ущерба.

Читать так же:  Расчет отпускных в 2019-2020 году

Если контрагент признается проблемным, а сделка имеет сомнительную форму, то ФНС исключает данные о ней из указанного обязательства.

Приказ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333

Классификация налоговых рисков

Есть несколько классификаций НР. Для предприятия они могут быть по виду:

  • внутренними и внешними;
  • предсказуемыми и непредсказуемыми;
  • систематические и несистематические.

Существует три временные группы, которые соответствуют времени возникновения:

  • до начала проверки ФНС, то есть до момента спорной ситуации из-за действий контрагентов или ошибок в оформлении операции из хозяйственной деятельности;
  • в период контрольного мероприятия был выявлен ряд нарушений. Контрольным мероприятием может быть ревизия камерального или выездного характера;
  • подведение итогов проверки. Спор возникает между налоговой службой и субъектом, что фиксируется в специальном акте.

Имеется три основания, по которым производят деление:

  • субъект, обладающий рисками;
  • последствие вероятностного характера;
  • причина появления или образования.

Также выделяют группы, проявляющие на определенном этапе спора с налоговой службой:

  • информационная. Этот тип определен недостаточным уровнем информированности или неполноценным законодательным регулированием взаимоотношений субъектов, а также его отсутствием. Примером может служить вычет НДС, если счет-фактура заверяется подписью ИП факсимильного характера, так как нет четких отражений такого момента в актах законодательного и судебного типа;
  • процессуальная. В ней отражен недостаточный уровень регулирования финансового процесса, который производится при деятельности коммерческого типа и может быть образован в результате нарушений норм, правил, сроков, относящихся к налоговой форме. Примером служит несвоевременность предоставлений деклараций по доходности субъекта в результате его прямой или вторичной деятельности;
  • окружающая, включающая в себя моменты, проявляющиеся при неравнозначном восприятии норм и правил госструктурой и налогоплательщиком. Например, НС может наложить ответственность на организацию уже после истечения установленного срока, так как период после нарушения уже прошел. Это вызывает различные конфликтные ситуации;
  • репутационная, которая связана с оценкой компании в целом. Любые нарушения и зафиксированные разногласия с НС ведут к снижению доверия со стороны инвесторов и клиентов.

Критерии оценки налоговых рисков

Анализ и оценка предприятия и его убытков фискального типа имеет установленные критерии. Согласно этому перечню можно провести самостоятельную проверку, которая позволит избежать штрафных санкций. Перечень критериев согласно Приказу ФНС № ММ-3-06/333 отражается в отсутствии:

  • факта взаимоотношений между контрагентами и иными лицами при сделках с помощью договора или соглашения;
  • документов, которые подтверждают права и полномочия руководства или законных представителей;
  • госрегистрации контрагентов в ФНС, что подтверждается специальными свидетельствами;
  • фактов в документальной форме, что контрагент ведет деятельность финансово-хозяйственного типа;
  • экономического обоснования при ценообразовании;
  • обоснования рассрочки или отложенного платежа;
  • реального воздействия по взысканию долга в соответствии с договором;
  • процентной ставки или обеспечения по займу, а также их заниженный уровень.Негативные последствия налоговых рисков

По той же структуре устанавливают факт наличия:

  • низкого уровня нагрузки фискального характера по сравнению с аналогичным субъектом в установленной сфере деятельности;
  • финансовой потери, которая отражена в отчетах за несколько лет;
  • большого вычета по НДС;
  • рост затрат и расходов при остановке или значительном сокращении доходности;
  • оплаты труда ниже среднего значения по региону или сфере;
  • близости к границам критерия, что дает право на спецрежим;
  • высокого уровня затрат на фоне уменьшения подоходного налога при основной деятельности;
  • необоснованного числа третьих лиц в виде посредников при различных сделках;
  • сокрытия информации при налоговом контроле в результате действий или бездействия;
  • периодической смены мест для постановки на учет;
  • невысокой рентабельности относительно аналогичных предприятий в регионе.

Читать так же:  Как рассчитать налоговую нагрузку

Указанные критерии применяются к лицам, имеющим любые режимы налогообложения. Также требуется помнить, что при определенных условиях ФНС будет вынуждена произвести проверку организации. К таким условиям могут относиться использование услуг контрагента, который находится под подозрением у НС в результате нарушений или имеет плохую репутацию.

Управление налоговыми рисками

НР можно управлять. Для этого используются специальные правила, а также учитывают рекомендации ФНС.

Основные моменты процесса управления:

  • организация работы сделок только с тем, контрагентом, который был полностью проверен;
  • всегда выполнять ряд правил, которые установлены действующим законодательством, и не выходить за их рамки при определении налоговой базы и требуемой суммы;
  • соответствие показателям, который считают приемлемыми для определенной сферы деятельности и налогообложения;
  • систематический анализ с проверкой результата и деятельности на соответствие требованиям.

В первую очередь для того, чтобы избежать различные отрицательные последствия, связанные с НР, требуется создать специальный контрольный орган на предприятии, который будет учитывать все возможные последствия и более эффективно контролировать ситуацию.

Также потребуется учесть все рекомендации от налоговой службы:

  • отсутствие сделок с сомнительным характером;
  • отказ от услуг подозрительной компании или контрагента;
  • проверка всех будущих партнеров;
  • документальное оформление любой операции с выполнением обязательных требований;
  • отслеживание изменений и дополнений в налоговом законодательстве РФ;
  • разработка своей системы управления НР.

Еще одним важным моментом считают необходимость постоянного повышения квалификации работников бухучета, что позволяет избегать большинства неправильных заполнений и технических ошибок.

НР подразумевают собой возможные отрицательные последствия для компании при невыполнении или неправильном трактовании законодательных норм, что приводит к неверному расчету налоговой базы. Для устранения таких моментов требуется выполнять все рекомендации налоговой и не нарушать правила, установленные законодательной базой.

Источник: https://zakonoved.su/nalogovye-riski-sut.html

Налоговые риски – оценка, какие бывают и как их снизить

Налоговые риски по ндс

В ходе ведения хозяйственной деятельности, у каждого субъекта может возникнуть риск потерять деньги. Причиной могут стать действия контролирующих и надзорных органов по причине неясности, неоднозначности и некорректности в части налогообложения. 

Оценка налоговых рисков

Налоговики постоянно контролируют и проверяют деятельность хозяйствующих субъектов. Это происходит путем осуществления выездных проверок. Является стимулом для того чтобы налогоплательщик самостоятельно смог оценить свои налоговые риски и понять, относится он к высокорисковым субъектам или нет. Для этого ФНС разработало и утвердило 12 признаков. К ним относятся:

  • уровень налогового обременения. Если он ниже, чем у предприятий в аналогичном сегменте рынка, то это тревожно;
  • в течение нескольких налоговых периодов в отчетности предприятия постоянно отражаются убытки;
  • налогоплательщик постоянно применяет налоговые вычеты в виде крупных сумм;
  • темпы роста доходов ниже темпов роста расходов;
  • работник фирмы получают заработную плату ниже, чем сотрудники на аналогичных должностях в других организациях в данном сегменте рынка;
  • налогоплательщик неоднократно приближался к предельным показателям, при которых разрешено применять специальный налоговый режим;
  • годовой показатель расходов, указанный в отчетности, максимально приближен к годовой величине полученного дохода;
  • свою деятельность налогоплательщик ведет через третьих лиц, не имея для этого обоснованных экономических причин;
  • неоднократное игнорирование требований ФНС о предоставлении документов, объясняющих выявленные несоответствия в показателях деятельности, непредставление сведений об их порче или утере;
  • неоднократное и необоснованное снятие с учета в налоговом органе и вторичная постановка, но в другом отделении ФНС;
  • ведение своей деятельности на грани банкротства, непринятие мер для выхода из данной ситуации.

Применяя эти признаки на практике, налогоплательщик может сам вовремя оценить и предугадать вероятность возникновения рисков по налогам. При обнаружении высокой вероятности потери денежных средств, рекомендуется исключить все сомнительные хозяйственные операции из оборота.

Деятельность на грани высоких рисков приведет к тому, что предприятию будет назначена налоговая проверка. Она может закончиться доначислением налогов, штрафными санкциями и привлечением к иной ответственности, вплоть до уголовной.

Почему рисками нужно управлять

Успешное ведение собственного дела невозможно без вероятностей потерять свои деньги. Это может произойти по причине налоговых проверок. Поэтому руководители крупных предприятий вводят в штат целое подразделение, которое занимается именно управлением рисками, в том числе налоговыми.

Задачи создания такого отдела:

  • сбор актуальной информации о всех поправках и нововведениях, которые происходят в сфере налогов и законодательства о них, ее анализ и хранение;
  • определение рисков потери денежных средств для одной фирмы в рамках конкретного сегмента рынка;
  • определение уровня угроз, которые непосредственно связаны с выявленными рисками;
  • разработка мероприятий для борьбы с выявленными угрозами;
  • разработка и внедрение мероприятий, которые помогут существенно снизить денежные потери в сфере налогообложения;
  • подробный анализ тех решений, которые гипотетически могут привести к финансовым убыткам, их учет.

«Страшной» причиной потери денежных средств для российских бизнесменов являются возможность возникновения проблем с налоговыми ведомствами.

Если бизнес ведется честно, платятся все налоги, к проверке из ФНС готовятся особо тщательно. Есть вероятность того, что будут доначислены налоги, наложены штрафы и пени.

По этой причине происходит постепенно внедрение в российский бизнес полноценной системы внутреннего контроля риск-менеджмента.

Зарубежные компании прогнозируют еще один риск – риск переплаты по налогам. В этом направлении также разрабатываются меры по минимизации. Российские бизнесмены такую угрозу не принимают во внимание.

К сожалению, постоянный контроль над налоговыми угрозами ведется только в 10 % крупных российских компаний. Остальные фирмы либо не обращают на это внимание, либо обращаются к специалистам на аутсорсинге только тогда, когда получают уведомление от ФНС о выездной проверке.

Можно ли снизить угрозы налоговых потерь

Сокращение вероятностей потери денежных средств, а также уменьшение возможностей их потери именно от налогов необходимо для поднятия прибыльности хозяйствующего субъекта. Поэтому необходимо предпринимать соответствующие меры. В частности:

  • максимальная автоматизация всех рабочих процессов, включая документооборот. Нужно снизить уровень человеческого фактора;
  • повышение уровня знаний в налоговом законодательстве у руководителей высшего и среднего звена;
  • систематическое повышение уровня квалификации тех сотрудников, которые имеют непосредственное отношение к исчислению и уплате налогов. Для этого их необходимо отправлять на курсы повышения квалификации, тренинги семинары, проводимые ФНС. При необходимости, можно ввести в штат отдельного специалиста, который будет заниматься исключительно расчетами по налогам;
  • систематическое проведение аудита внутренними ресурсами и с привлечением сторонних специалистов. Это наиболее эффективный метод налогового риск-менеджмента. Его суть в том, что нужно создать отдельный департамент, который будет отвечать за то, чтобы все обязательные платежи правильно исчислялись и вовремя закрывались. Эти мероприятия проводятся в интересах фирмы. Они закрепляются на локальном уровне, осуществляются своими силами. При необходимости, приглашаются специалисты из сторонних компаний, чтобы провести дополнительную проверку. Такие «двойные» меры позволяют минимизировать налоговые риски до низшего предела;
  • непрерывное взаимодействие с консалтинговыми фирмами по конкретным вопросам налогообложения. Эксперты из этих фирм владеют информацией относительно всех последних актуальных изменений в профессиональной области. Используя свой практический опыт в российском налоговом праве, они сводят к минимуму все «популярные» риски;
  • страхование собственных рисков. То есть, фирма самостоятельно обращается в страховую компанию с целью заключения договора на страхование собственной ответственности;
  • создание резервов для покрытия убытков, если таковых не удастся избежать. Это самострахование, и он экономнее страхования через СК.

Налогоплательщик может самостоятельно выбрать тот или иной метод управления налоговыми угрозами. Но для этого он должен провести реальную оценку последствий его применения. Что может быть хорошо для одного предприятия, может негативно отразиться на другом хозяйствующем субъекте.

Источник: https://blog.oy-li.ru/nalogovye-riski/

Налоговая нагрузка по НДС

Налоговые риски по ндс

Налоговая нагрузка по НДС — это специальный расчетный показатель, который определяет уровень фискального обременения субъекта по конкретному обязательству. При отклонениях от установленной нормы налоговики инициируют выездную проверку. Разберемся, как рассчитать налоговую нагрузку по НДС. Определим, при каких значениях компанию ждет незапланированная встреча с представителями ФНС.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Проверка ФНС — это настоящая головная боль для любого экономического субъекта. В особенности если проверка выездная, и темой контрольных мероприятий является налог на добавленную стоимость.

Стоит отметить, что инспекция инициирует внеплановые проверки довольно редко. Для этого нужны веские основания, например существенные нарушения НК РФ и умышленное уклонение от уплаты налогов. В остальных случаях выездные контроли ФНС проходят в штатном режиме, по утвержденному списку налогоплательщиков. Кто и в каких случаях попадает в эти самые «черные» списки?

Чиновники предусмотрели специальный расчетный показатель — налоговая нагрузка по НДС в 2019 году. Это значение, которое определяет соотношение фискальных обязательств к объемам применяемых вычетов.

Так, если компания заявляет солидные вычеты по НДС, тем самым существенно занижая фискальные платежи в бюджет, это вызовет большой интерес налоговиков. То есть у инспекторов возникнет подозрение, что компания ведет нечестную игру.

Следовательно, именно такой субъект будет проверен лично на выездной проверке.

Этот расчетный показатель называется «налоговая нагрузка по НДС», формула подсчета представлена ниже.

Как считать

Итак, чтобы определить, какую фискальную нагрузку по налогу на добавленную стоимость несет конкретный экономический субъект, необходимо провести несложный арифметический расчет. Сумму налоговых вычетов по НДС за 12 месяцев разделите на сумму начисленного налога за этот же период, а затем полученный результат переведите в проценты. То есть умножьте на 100 %.

Налоговая нагрузка по НДС — формула расчета:

Отметим, что отчетный период для налога на добавленную стоимость — квартал. Следовательно, налоговики для исчисления показателя будут учитывать данные представленных деклараций за последние четыре квартала. Используйте для подсчетов аналогичные сведения.

Исчисляемый показатель актуален только для налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения. Компании и ИП на спецрежимах не обязаны отслеживать данный показатель, к ним он не применяется.

Пример расчета

Определим, как сделать расчет налоговой нагрузки по НДС (пример).

Согласно налоговым декларациям ООО «Весна», предоставленным в ФНС за 4 квартал 2017 года и 1-3 кварталы 2019 г., общие данные за 12 месяцев составили:

  • сумма начисленного налога — 26 213 000 рублей;
  • сумма вычетов — 21 978 000 рублей.

Исчисляем налоговую нагрузку: 21 978 000 / 26 213 000 × 100 % = 83,84 %.

Нормативные значения

Какой результат считать нормой, или когда ждать встречи с представителями инспекции? Результаты расчетов предусматривают два уровня фискальной нагрузки:

  1. Значение меньше 89 %. Тогда уровень фискального обременения по налогу на добавленную стоимость считается нормальным. То есть такая компания не заинтересует налоговиков. Этот результат еще называют «безопасной долей вычетов».
  2. Значение равно или более 89 % — это низкая налоговая нагрузка. При таких обстоятельствах внимания со стороны ФНС не избежать. Налоговики в обязательном порядке потребуют разъяснений.

Анализируя расчет, представленный в примере, можно смело сказать, что ООО «Весна» имеет стандартный уровень налоговой нагрузки. То есть показатель 83 % ниже заявленных 89 %.

Чтобы избежать проблем с контролерами, советуем систематически проводить расчеты и сверять полученные результаты с нормативными показателями. Такой подход позволит заранее подготовиться в общению с инспекцией.

Как действовать

Итак, предположим, что у вашей компании выявлен высокий уровень фискальных вычетов по НДС. В таком случае действуйте по порядку:

  1. Подготовьте пояснения. Высокий уровень вычетов по НДС — это не преступление. Вас ни в чем не обвиняют, а просто хотят проверить, правильно ли вы применяете нормы действующего законодательства. Паниковать не стоит. Подготовьте подробные и детальные разъяснения сложившихся обстоятельств.
  2. Если пояснений налоговикам недостаточно и вас приглашают в инспекцию для беседы, то уклоняться от встречи не стоит. Явитесь с паспортом в назначенный час. При необходимости захватите с собой учредительные документы. Отвечайте на все вопросы. Беседа с представителем ФНС — это определенный вид проверки, который позволяет выяснить, не является ли фирма однодневкой.
  3. Если и личная встреча не убедила, и ФНС инициировала выездной контроль, то отчаиваться не стоит. Инспекторы проверят документацию (договора, счета-фактуры, книги покупок и продаж). Содействуйте контролерам, чинить препятствий не стоит.

Напомним, что высокий уровень вычетов по НДС — не преступление. ФНС вправе доначислить налог только на основании выявленных правонарушений по результатам выездной проверки.

Источник: https://ppt.ru/art/nalogi/nagruzka-po-nds

Налоговые риски можно оценить самостоятельно

Налоговые риски по ндс

27.05.2009

Пресс-служба Градиент Альфа

Журнал «Налоговые споры» №5 май 2009г

Какие компании рискуют привлечь внимание контролирующих органов и попасть в список первоочередных выездных налоговых проверок? Изучение практики применения критериев, которыми пользуются налоговые инспекторы при выборе объектов проверок, поможет предусмотрительному налогоплательщику.

Прошло то время, когда налоговые органы отслеживали только прямое нарушение норм налогового законодательства. Теперь в действиях компании они ищут признаки недобросовестности, среди ее контрагентов — фирмы-однодневки, к операциям налогоплательщика примеряют схемы уклонения от уплаты налогов.

Наиболее действенной мерой налогового контроля была и остается выездная налоговая проверка. Чтобы повысить эффективность налогового контроля, Федеральная налоговая служба в мае 2007 г. разработала Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. В ней представлены общедоступные критерии, которыми руководствуются налоговые органы при отборе объектов проведения проверки.

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Поскольку критерии являются общедоступными, их могут использовать не только налоговики, но и налогоплательщики. В данной статье мы рассмотрим, как самостоятельно оценить налоговые риски и снизить вероятность того, что проверяющие проявят к налогоплательщику особое внимание.

Первый критерий – занижение уровня налоговой нагрузки

Если уровень налоговой нагрузки компании ниже среднего по отрасли или виду экономической деятельности, то одному из критериев оценки налоговых рисков она уже соответствует. А значит, компания рискует попасть в план проверок.

Налогоплательщик может самостоятельно рассчитать уровень налоговой нагрузки. Этот показатель определяется просто: нужно разделить общую сумму налогов, уплаченных за год, на сумму полученной выручки. После того как налогоплательщик сравнит уровень налоговой нагрузки со среднеотраслевым, он сможет оценить степень налогового риска и принять меры по его снижению.

При расчете используется сумма выручки без НДС и акцизов по данным бухгалтерского учета, а именно по данным строки 010 Отчета о прибылях и убытках (форма № 2).

Для определения уровня налоговой нагрузки используются налоги, по которым организация признана налогоплательщиком.

Налоги, которые компания удерживает и перечисляет в бюджет как налоговый агент, например НДС и НДФЛ, а также страховые взносы в Пенсионный фонд РФ не участвуют в расчете.

Таким образом, необходимо взять величину следующих налогов, уплаченных за налоговый период (если организация является плательщиком этих налогов):

  • налог на прибыль;
  • НДС;
  • ЕСН, за минусом взносов в Пенсионный фонд РФ;
  • налог на имущество;
  • акцизы;
  • транспортный и земельный налог.

Полученное значение нужно сравнить со среднеотраслевым. Данные для сравнения можно найти в приложении к приказу ФНС России, которым утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок.

Следует учитывать, что проверяющие могут определить динамику налоговой нагрузки компании за несколько лет.

На основании данных Отчета о прибылях и убытках (форма № 2) инспекторы без труда определят значение показателя не только за текущий, но и за предыдущий период деятельности.

Соответственно снижение уровня уплаченных налогов может косвенно свидетельствовать о нарушениях в налоговом учете, а увеличение, наоборот, станет аргументом в пользу налогоплательщика.

Второй критерий – убытки в отчетности

В условиях экономического кризиса убытки могут понести не только новые или развивающиеся фирмы, но и крупные стабильные компании. Однако налоговики вряд ли будут делать скидку на кризисную ситуацию: если организация получает убытки не первый налоговый период или получила крупный убыток за один налоговый период, то внимания проверяющих ей наверняка не избежать.

Попавшим под подозрение организациям грозят отказ в вычете НДС и исключение расходов из налогооблагаемой базы. Рассмотрим, какие налоговые риски налогоплательщику следует принять во внимание.

Стабильный минус

Критической является ситуация, когда отчетность свидетельствует о том, что организация получает убытки в течение более чем двух налоговых периодов. Как показывает практика, внимание налоговиков привлекают убытки, отраженные как в налоговой, так и в бухгалтерской отчетности.

Последние несколько лет первоначальной мерой воздействия на налогоплательщика является вызов на убыточную комиссию. Если организация получает подобное «приглашение», то ей приходится решать вопрос: идти или нет, оправдываться или отмолчаться? Безусловно, идти надо. Отказ будет воспринят как отсутствие аргументов в обоснование позиции налогоплательщика.

Однако прежде чем пойти на комиссию, стоит продумать, как объяснить получение убытков, и подготовить план выхода из трудной ситуации в будущем. Необходимо учитывать, что расчеты, схемы, бизнес-план и тому подобные аналитические выкладки станут более надежным обоснованием позиции налогоплательщика, нежели робкие голословные обещания будущей прибыли.

Назовем некоторые обстоятельства, которые могут послужить обоснованием отрицательного финансового результата:

  • нестабильная экономическая ситуация;
  • снижение спроса на продукцию, работы, услуги (можно привести аналитику по продажам в отдельных отраслях экономики);
  • сложности в получении кредитов;
  • неисполнение условий договоров контрагентами;
  • рост закупочной цены сырья;
  • срыв сделок по вине недобросовестного партнера.

Существует множество других факторов, влияние которых на финансовое состояние компании может временно загнать ее в тупик. Тогда появление убытков неминуемо. Но если организация сумеет аргументировано объяснить их возникновение, у нее есть шанс снизить свои налоговые риски.

Крупный минус

Помимо компаний, которые несут убыток в течение более чем двух налоговых периодов, внимание налоговиков привлекут организации, убыток которых составил значительную сумму. Так, инспекторы в Московском регионе считают крупными убытки в размере свыше 1 млн руб.

Если организация понесла крупный убыток, она может скорректировать его в учете двумя способами. Первый — увеличение доходов, второй — уменьшение расходов. Так, доходы можно увеличить, если организация досрочно подпишет акт приема-передачи товаров (работ, услуг) или начислит доход от предоставления займа.

Источник: https://www.gradient-alpha.ru/nalogovye-riski-mozhno-ocenit-samost/

Как снизить налоговые риски по НДС

Налоговые риски по ндс

В первую очередь ФНС проверяет, сходятся ли в декларации контрольные соотношения. Такая проверка, как правило, встроена в специальные сервисы. Помимо этого, в «АСК НДС-2» информация из декларации сверяется с данными из других деклараций и расчетов этого же налогоплательщика, как за текущий период, так и за предыдущие.

Следите, чтобы, к примеру, данные о выручке по налогу на прибыль не расходились с данными о выручке по НДС. Заранее будьте готовы объяснить причины такого расхождения. Например, оно может возникнуть из-за выставления корректировочных счетов-фактур. Также ФНС проверит, сходятся ли данные в вашей декларации с данными контрагентов.

Совет первый

Сверяйте в Контур.НДС+ следующие данные:

  • Сведения из книги покупок со сведениями, которые отправляют в налоговую поставщики. В сервис ежеквартально загружают свои книги более 190 тысяч компаний. Новый пользователь сервиса после загрузки данных может сразу начать сверяться со своими контрагентами. Чтобы свериться с поставщиками, которых еще нет в сервисе, их можно пригласить загрузить свои данные — это бесплатно.
  • Всю информацию, которая указана в счетах-фактурах. Пользователям видны расхождения по суммам НДС, любые несоответствия и ошибки ручного ввода: несовпадения в дате, номере счета-фактуры, КПП, которые трудно увидеть при «ручной» сверке.
  • Составные счета-фактуры из разных отчетных периодов. Часто бывает так, что продавец заявляет о сделке сразу после ее завершения, а покупатель, пользуясь своим правом трехлетней отсрочки на предъявление к вычету, «показывает» ее в другом отчетном периоде — иногда по частям. В сервисе покупатель также может посмотреть, какие сделки он еще не предъявлял к вычету, чтобы не «потерять» их.

Кроме того, в сервисе можно отредактировать счет-фактуру, выгрузить исправленную книгу покупок или продаж и загрузить в систему отчетности.

Оформляйте правильно

Данные декларации сверяются с иными документами, представленными налогоплательщиком или полученными налоговиками во время налоговых проверок, а также в ходе валютного контроля, учета выручки, ведения ЕГРЮЛ и т.д.

Кроме того, налоговики имеют доступ к реестру данных ККТ, который с внедрением онлайн-касс становится просто кладезем фискальной информации: инспекторам известна дата, время, место продажи каждого товара и сумма НДС по каждой операции!

Наконец, ФНС активно участвует в межведомственном взаимодействии и использует при камеральных проверках материалы, полученные от правоохранительных и иных органов, от внебюджетных фондов.

Налоговики в автоматическом режиме могут сверять данные из декларации с информацией из различных государственных и коммерческих электронных баз (письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Сведения могут быть проверены по Единому госреестру недвижимости, базе данных о банковских счетах, об открытии которых налоговики получают извещения, о недействительных паспортах, о лицензиях, о дисквалифицированных руководителях, о среднесписочной численности организации, о доходах ее сотрудников и т.п.

Поэтому, к примеру, организации, у которой нет обособленных подразделений, нужно следить за правильностью оформления счетов-фактур в части указания грузоотправителя и грузополучателя, если поставка ведется не по юридическому адресу компании. И быть готовыми объяснить, почему товар поставляется по адресу, которого нет в ЕГРЮЛ (например, потому что там расположен только арендуемый склад, а оборудованных рабочих мест нет).

Тренды налогового контроля, зоны налогового риска и необоснованная налоговая выгода. Смотрите выступление советника налоговой службы на Контур.Конференции.

Смотреть запись

Ведите внутреннюю базу

Ведите внутреннюю базу данных о тех документах, которые представлялись в налоговые органы, указывайте их содержание, а также сведения о том, когда и в связи с чем они представлялись.

Сверяйтесь с этой базой при подготовке очередных пояснений или документов по требованию налоговиков, чтобы избежать недоразумений, когда вы даете совершенно иное объяснение одного и того же факта или расхождения в декларации по сравнению с тем, что вы давали в прошлых периодах.

О системе управления рисками

Системы управления рисками были заложены в 2015 году. В этот период были предприняты шаги, направленные на автоматизированное отслеживание всей «цепочки» прохождения НДС от производителя до конечного покупателя.

Тогда были внесены изменения в НК РФ, которые расширили как круг лиц, так и перечень НДС-документов, которые представляются в налоговые органы на регулярной основе.

Кроме того, налоговикам было предоставлено право требовать дополнительные документы, если обнаружатся расхождения между данными налогоплательщика и третьих лиц.

Также была создана специальная Межрегиональная инспекция ФНС по камеральному контролю, в задачи которой вошло проведение сравнительного и перекрестного анализа сведений об операциях, указанных в налоговых декларациях по НДС с целью выявления «разрывов цепочки» НДС, а также налогоплательщиков, злоупотребляющих правом на вычет НДС. Наконец, тогда же началась пилотная эксплуатация первого варианта АСК НДС (Приказ ФНС России от 14.08.2015 № СА-7-15/358@).

Управление уровнями риска

Система управления рисками «СУР АСК НДС-2» автоматически на основании имеющихся сведений распределяет налогоплательщиков на три группы налогового риска: высокий, средний, низкий (письмо ФНС России от 03.06.2016 № ЕД-4-15/9933@):

  • Низкий налоговый риск присваивается налогоплательщикам, которые ведут реальную финансово-хозяйственную деятельность, своевременно и в полном объеме исполняют свои налоговые обязательства перед бюджетом, обладают соответствующими ресурсами (активами), а их деятельность может быть проверена плановым выездным налоговым контролем.
  • Значок «высокий налоговый риск» получают организации, не обладающие, по данным ФНС России, достаточными ресурсами (активами) для ведения соответствующей деятельности, не исполняющие свои налоговые обязательства или исполняющие их в минимальном размере. Эти факты являются признаками организации, используемой для получения необоснованной налоговой выгоды.
  • Всех остальных налогоплательщиков СУР относит к группе среднего налогового риска.

Операциям, в которых участвуют организации с высоким уровнем налогового риска, уделяется особое внимание, чтобы не допустить возмещения НДС недобросовестными налогоплательщиками.

Если факт недобросовестности вскроется после получения вычета, то может оказаться, что взыскать его уже нельзя, так как компания либо неплатежеспособна, либо ликвидирована.

«АСК НДС-2» строит «дерево связей», с помощью которого отслеживается цепочка движения НДС и выявляется реальная роль каждой компании в этой цепочке.

Есть ряд фактов, которые служат для налоговиков сигналом того, что сделка может быть направлена на неправомерное изъятие НДС из бюджета (письма ФНС России от 03.08.2016 № ГД-4-14/14127@ и от 03.08.2016 № ГД-4-14/14126@):

  • физлицо, которое действует от имени юрлица без доверенности (в том числе от имени управляющей организации), дисквалифицировано, и срок дисквалификации еще не истек;
  • имеется информация о смерти физлица, которое может действовать от имени юрлица без доверенности;
  • лицо, которое имеет право без доверенности действовать от имени юрлица, выступает в качестве такового более чем в пяти юрлицах;
  • участники юрлица являются таковыми более чем в 10 юрлицах;
  • адрес юрлица, указанный в ЕГРЮЛ, является адресом более чем 10 юрлиц;
  • управляющая организация является таковой более чем в 20 юрлицах.

Как только в «дереве связей» мелькает такая компания, инспекторы берут и ее, и ее контрагентов «на карандаш».

После чего начинается детальное изучение совершенных операций по всей цепочке от ближайших контрагентов к более отдаленным для того, чтобы найти реального выгодоприобретателя от операции по незаконному возмещению НДС или уклонению от его уплаты. А значит, основная задача налогоплательщика — избежать систематического попадания подобных контрагентов в собственные сделки.

Взгляните на свою отчетность глазами ФНС. Сервис сверяет и проверяет данные по принципам системы ФНС «АСК НДС-2»

Узнать больше

Проверка контрагентов

Чтобы снизить риски, проверяйте контрагентов по открытым базам данных: ЕГРЮЛ, ЕГРН, данные о паспортах, о дисквалификации и т.п. Тем более что это можно делать буквально «на лету», используя специальные сервисы.

Не пренебрегайте коммерческими базами данных и картотеками о компаниях, которые позволяют строить некое подобие «дерева связей» между компаниями, руководителями и участниками.

Это позволяет провести более глубокий анализ деятельности своих контрагентов: установить количество компаний, зарегистрированных по адресу контрагента, увидеть, в каких еще компаниях «засветился» директор и учредители, посмотреть активы и пассивы компаний и т.д.

Эта информация позволит отсечь неблагонадежных контрагентов, если таковые будут обнаружены.

В идеале проверять нужно не только новых контрагентов при заключении с ними сделок, но и тех, с которыми компания работает постоянно.

Ведь все меняется: фирма может переехать, у нее может смениться руководство, а информация об этом может не сразу попасть в составляемые документы.

Директор или собственники компании могут начать взаимодействовать с другими компаниями, которые будут уже не столь благонадежными.

Поэтому возьмите за правило ежеквартально сверять с базами данных указанные в счетах-фактурах сведения хотя бы о ключевых (а в идеале, конечно, обо всех) контрагентах, попутно проводя оценку «дерева связей». Очевидно, что выявленные расхождения между документами, полученными от контрагента, и сведениями в базе данных проще устранить, пока эти данные не попали в декларацию и не переданы в ИФНС.

Совет второй

Используйте возможности НДС+ для мониторинга благонадежности контрагентов:

  • Смотрите аналитическую справку по своим поставщикам в справочнике контрагентов, который формируется в сервисе на основе загруженных книг: много ли среди них «опасных» компаний, сделки с которыми привлекут внимание налоговой, с какими из поставщиков больше всего расхождений, чтобы устранить их в первую очередь и снизить риски доначисления НДС.
  • Анализируйте статус компаний в справочнике, опираясь на сведения автоматической проверки в модуле «Светофор», которая проводится на основе данных из 26 официальных источников. Существенные факты о компании подсвечиваются соответствующим цветом:

Красный — рекомендуется проверить сообщения о банкротстве за последние 12 месяцев. Сделки с такими поставщиками прежде всего привлекут внимание налоговой. Желтый — на эти факты следует обратить пристальное внимание.

Желтым подсвечивается недавняя смена руководителя, наличие больших сумм арбитражных исков, «тревожные» исполнительные производства, например неисполнение обязательств по кредитам и т.д.

Зеленый — эти факты показывают, что компания вела хозяйственную деятельность последние 12 месяцев, например выигрывала госконтракты, получала лицензии и т.д.

Источник: https://kontur.ru/articles/4897

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.