Налоговые риски по налогу на прибыль

Содержание

Налоговые риски по налогу на прибыль

Налоговые риски по налогу на прибыль

Когда можно увеличить стоимость подрядных работ в одностороннем порядке мы рассмотрим в данной статье.

Для некоторых предприятий оказалось проблемой определить по данным бухгалтерского учета сумму поступивших оплат за поставленные товары (работы, услуги) без учета НДС, если ставки НДС различны. Например, десять и восемнадцать процентов.

Подобные проблемы возникали и при определении сумм, выплаченных за полученные товары (работы, услуги).

Также можно отметить не всегда положительную реакцию бухгалтеров и руководителей предприятий на необходимость учитывать положения ПБУ 8/2010 и формировать оценочные обязательства.

Критерии оценки налоговых рисков

Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

Расчет налоговой нагрузки приведен в приложении № 3 к Приказу № ММ-3-06/[email protected] Она рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата.

Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89 % за период 12 месяцев.

В этом случае как бы происходит обмен денег на имущество. Поскольку официально эта операция обмена не оформлена, она, соответственно, не облагается НДС. Скрытый умысел таких операций налоговики тоже довольно успешно раскрывают, доказывают, что данное товарищество было создано для конкретной операции, а именно для уклонения от уплаты налогов.

Организация решила заключать с соискателями, а также с некоторыми своими сотрудниками ученические договоры. Это позволяет делать статья 198 Трудового кодекса. За время обучения (действия ученического договора) сотрудникам будут платить стипендию.

Связанные с недостаточной информированностью. Данные риски возможны при отсутствии законодательного регулирования возникающих отношений.

Ярким примером может быть вопрос вычета предпринимателем НДС в случаи заверения счета-фактуры факсимильной подписью.

Это значит, по итогам года вместо прибыли образовался налоговый убыток, вследствие чего будет отсутствовать показатель налог на прибыль к уплате. Налоговый убыток – это отрицательная разница между доходами и расходами, которые учитываются для целей налогообложения.

Нет практически ни одного предприятия, где проведение инвентаризации прошло бы без замечаний. К сожалению, многие руководители и бухгалтеры недооценивают важность этого мероприятия. Например, бывают случаи, когда при наличии у предприятия многих складских помещений, находящихся в разных регионах, инвентаризируются только близлежащие к головному офису.

Нагрузка определяется в процентах как соотношение суммы уплаченных налогов к выручке организаций, очищенной от НДС и акцизов. В расчет не включаются страховые взносы в Пенсионный фонд и на травматизм, а также налоги, которые организация удерживает и перечисляет в бюджет как налоговый агент (НДФЛ и удержанный с других лиц НДС).

Организационные факторы. Особенности внутреннего функционирования предприятия также порождают условия возникновения риска. К примеру, если орган финансового контроля компании не получит информацию, связанную с движением в ней денежных средств. Впоследствии это может свидетельствовать о несоблюдении налогового кодекса.

Если суммы налоговых вычетов значительные и на протяжении нескольких кварталов наблюдается рост запасов и кредиторской задолженности, то у налоговых инспекторов может сложиться мнение, что организация заключает договоры с контрагентами, имеющими признаки фирм-«однодневок». В этом случае организация также имеет все основания попасть в список выездных налоговых проверок.

Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет. Пояснение: это всё прямые затраты. Их налоговый учет регламентирует ст. 318 НК РФ. То есть перечень прямых расходов определен предприятием в учетной политике для целей налогообложения без учета экономически обоснованных показателей, обусловленных технологическим процессом.

Темп роста рассчитывается как отношение текущего показателя к базовому (например, показателя за прошлый год и за текущий год). Налоговые доходы и расходы определяются из декларации по прибыли по строкам 010, 020, 030, 040 Листа 02.

Связанные с неурегулированностью финансовых процессов при ведении бизнеса. Такой налоговый риск возникает в связи с нарушением сроков, порядка, несоблюдения правил, иных требований, предусмотренных налоговыми нормами, в частности, непредоставление в срок декларации о доходах.

Оценка риска – вероятность разрешения спора не в пользу налогоплательщика. Производится экспертным путем, на основании анализа риска. Рекомендуется использовать три градации: Высокий (риск разрешения спора не в пользу налогоплательщика высокий), Средний, Низкий.

Практика последних трёх лет – с 2014 до 2016 годы включительно – показывает, что среди организаций на основной системе налогообложения наиболее распространено:

  • занижение налоговой базы;
  • занижение внереализационных поступлений;
  • завышение затрат;
  • неправомерное включение во внереализационные расходы;
  • неправильный раздельный учёт при совмещении ОСН и ЕНВД и др.

Оценка риска – вероятность разрешения спора не в пользу налогоплательщика. Производится экспертным путем, на основании анализа риска. Рекомендуется использовать три градации: Высокий (риск разрешения спора не в пользу налогоплательщика высокий), Средний, Низкий.

Практика последних трёх лет – с 2014 до 2016 годы включительно – показывает, что среди организаций на основной системе налогообложения наиболее распространено:

  • занижение налоговой базы;
  • занижение внереализационных поступлений;
  • завышение затрат;
  • неправомерное включение во внереализационные расходы;
  • неправильный раздельный учёт при совмещении ОСН и ЕНВД и др.

В случаях если договором не предусмотрен более короткий срок, проценты нужно заплатить за весь период просрочки.

Направления снижения налога на прибыль организаций

Как правило, письма Минфина России или ФНС России, адресованные какой-либо компании, начинаются со слов: «В ответ на Ваш запрос сообщаем…».

Понять, носило ли письмо разъясняющий характер или было адресовано конкретному предприятию, поможет анализ письма.
Эксперты предупреждают: необходимо обосновать, чем вызвано дробление бизнеса.

Следует составить бизнес-план, также нужно доказать, что в подразделениях действительно есть центр управления, а не номинальный какой-то руководитель.

Кроме того, на основе данных налоговой и бухгалтерской отчетности налоговые органы рассчитывают налоговые нагрузки по каждому налогу, а также рентабельность продаж и сравнивают их со среднеотраслевыми показателями по аналогичному виду деятельности. Если налоговые нагрузки и рентабельность продаж низкие, организация становится кандидатом на налоговую проверку.

Методов, которые позволят Вашей компании уменьшить налоговые риски, не так уж и мало. Например, правильность своих действий компания может подтвердить дополнительными документами или ссылками на существующие судебные прецеденты. Также Ваша компания сама может инициировать судебный процесс на небольшую сумму, чтобы определить позицию арбитражного суда по спорному вопросу.

Виды налоговых рисков организации классифицируются по разным критериям. Допустим, по характеру возникновения риски делят на:

  • внешние, не зависящие от деятельности компании. То есть связанные с макроэкономическими факторами или политическими переменами в государстве, которые приводят к изменениям в налоговой системе;
  • внутренние, возникающие в результате деятельности компании. Это может быть переход организации на другую систему налогообложения, смена поставщиков, увеличение количества работников и т.д.

Кроме того, налоговые риски бизнес может создавать себе сам, точнее лица, занимающие руководящие должности в бизнесе. К примеру, при непроявлении должной осмотрительности при выборе контрагентов, либо при умышленном уклонении от уплаты налогов.

Некоторые формы, такие, как бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, уже были освоены предприятиями в ходе подготовки промежуточной отчетности. Трудности вызвали формы приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

В особенности это касается формы движения денежных средств ОКУД 0710004.

По итогам 2010 года организация получила убыток. В связи с этим налоговая инспекция попросила предоставить объяснения. Проанализировав структуру своих расходов, был составлен ответ.

Налоговые риски часто встречаются в практической деятельности. Избежать их можно постоянно переплачивая налоги, но этот путь мало кто считает приемлемым.

Налоговые риски: оценка, управление и методы снижения

Сумма риска – указываются сведения о стоимости риска для налогоплательщика – сумма расхода, вычета, льготы, которая является рисковой, а также сумма налога, штрафов и пени, которые могут быть наложены на налогоплательщика в случае разрешения спора не в пользу налогоплательщика.

Завышение внереализационных расходов на сумму дебиторской задолженности, по которой не истек срок исковой давности, на сумму убытков по документально не подтвержденным безнадежным долгам с истекшим сроком исковой давности.

Отдельно хочется отметить отчаянное сопротивление бухгалтеров, направленное против необходимости применения положений упомянутого ранее ПБУ 8/2010. Отражение оценочных обязательств в отчетности, условных активов и обязательств в пояснениях является элементом сближения с международными стандартами и стало действительностью нашего времени.

Неправомерное применение упрощенной системы налогообложения, с учетом несоответствия показателям, предоставляющим право применять данную систему налогообложения, в частности: организациями, имеющими филиалы и (или) представительства; применяющими специальный налоговый режим (ЕСХН); с долей участия других организаций более 25 процентов; с численностью более 100 человек.

Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

В случае наличия особых форм расчетов и сроков платежей, свидетельствующих о групповой согласованности операций, суду необходимо исследовать, обусловлены ли они разумными экономическими или иными причинами (деловыми целями).

Это положительно скажется не только на бюджете Вашей компании, но и на ее стоимости. Ведь снижение возможности претензий со стороны налоговиков повышает доверие инвесторов к компании.

Следует отметить, что решение компании о создании резерва по сомнительным долгам нужно прописать в учетной политике для целей налогообложения. Причем такое решение должно быть принято до начала очередного налогового периода по налогу на прибыль.

Опасения чаще всего вызывают НДС и налог на прибыль. Определение налогооблагаемой базы по этим налогам, как правило, вызывает споры с налоговыми органами. Кроме того, не следует забывать про налоговые нагрузки и рентабельность продаж, так как они могут сыграть не последнюю роль в поиске «рисковых» налогоплательщиков.

На контроле у работников налоговой инспекции находится декларация по налогу на прибыль. Убыточность декларации для организации не пройдет без внимания налоговых органов, которые вправе:

  • потребовать пояснения по таким (убыточным) декларациям,
  • вызвать на убыточную комиссию,
  • внести организацию в план выездных проверок.

Контролирующие ведомства называют в качестве обстоятельств, свидетельствующих о признании санкций, либо их фактическую уплату кредитору, либо письменное подтверждение, выражающее готовность заплатить неустойку (проценты за просрочку).

С какими трудностями сталкиваются бухгалтеры при составлении бухгалтерской отчетности? На что обратить внимание перед проверкой аудитора? Какие ошибки в учете организации допускают чаще всего? Что проверяет аудитор? Об этом наш журнал побеседовал с директором аудиторской компании «Что делать Аудит» Татьяной Бежковой.

Источник: https://klopal.ru/finansovoe-pravo/7801-nalogovye-riski-po-nalogu-na-pribyl.html

Налоговые риски по отражению в составе расходов, принимаемых для целей налогообложения прибыли, сумм резерва по отпускам переходного периода

Налоговые риски по налогу на прибыль

С изменением конъюнктуры рынка в связи с мировым экономическим кризисом организации все чаще сокращают объемы производства.

При этом оплата труда сотрудников, высвобожденных по причине вынужденного простоя, рассчитывается, например, из размера 2/3 тарифной ставки или оклада (на основании приказов по организации).

А расходы по оплате труда данных сотрудников принимаются в целях обложения налогом на прибыль в составе внереализационных расходов и рассматриваются в качестве убытков. Рассмотрим, правомерен ли такой подход.

Арбитражной практикой, а также финансовыми органами выработано два подхода к учету затрат на выплату заработной платы работникам во время простоя.

Первый подход: учет в составе расходов на оплату труда

В соответствии со ст. 722 Трудового кодекса РФ под простоем понимается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. При этом в ст.

157 Кодекса указано, что время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.

Поскольку государством гарантирована оплата работнику времени простоя в определенном размере, то организация не вправе не оплачивать это время либо уменьшать размер оплаты, за исключением одного случая — наличия вины работника организации. Таким образом, оплата времени простоя, производимая в соответствии со ст. 157 ТК РФ, по сути является элементом оплаты труда.

Согласно ст.

255 Налогового кодекса РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Оплата времени простоя предусмотрена нормами трудового законодательства, следовательно, налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на сумму таких расходов. При этом данные расходы относятся в состав расходов на оплату труда.

Приведенная точка зрения была изложена в разъяснениях Минфина России и поддержана рядом арбитражных судов. Так, в письме от 3 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/208 финансовое ведомство отметило, что организация вправе учесть затраты на выплату заработной платы работникам за время вынужденного простоя в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов на оплату труда.

ФАС Уральского округа в Постановлении от 26 ноября 2007 г. по делу № Ф09-9768/07-С2 указал, что выплаты за простой по причине отсутствия заказов в силу п. 25 ст. 255 НК РФ должны быть отнесены к расходам на оплату труда в целях применения главы 25 Кодекса.

В Постановлении от 4 сентября 2008 г. № Ф09-6290/08-С2 ФАС Уральского округа также отметил, что выплаты работникам за нерабочие пятницы по причине простоя в связи с отсутствием у работодателя возможности обеспечить полную стабильную загрузку и ритмичную работу производства должны быть отнесены к расходам на оплату труда.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 5 сентября 2008 г. по делу № А05-11430/2007 пришел к следующему выводу. Руководствуясь ст. 255 НК РФ, ст.

155 и 157 ТК РФ, суды первой и апелляционной инстанций правильно указали на то, что выплаты работникам предприятия за время простоя не по вине этих работников, а в связи с сокращением объемов производства связаны с режимом работы или условиями труда, гарантированы нормами ТК РФ и являются компенсационными. Поэтому они должны учитываться в качестве расходов в целях обложения налогом на прибыль.

Таким образом, принимая во внимание позицию финансовых органов и судебную практику, организация вправе отнести в состав расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, суммы оплаты труда, связанные с вынужденными простоями, и учесть данные выплаты в составе расходов на оплату труда.

Второй подход: учет в составе внереализационных расходов

В соответствии с подп. 3 и 4 п. 2 ст. 265 НК РФ к убыткам, учитываемым в составе внереализационных расходов, приравниваются потери от простоев по внутрипроизводственным причинам и не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам.

Налоговым законодательством не разъясняется понятие «простой», а также не уточняются внутрипроизводственные и внешние причины простоя. Вместе с тем, на наш взгляд, простой по причине, например, снижения спроса на продукцию можно отнести к простою по внешней причине.

Дело в том, что изменение конъюнктуры рынка, вызванное мировым финансовым кризисом, произошло не по вине организации и является причиной простоя, не зависящей от ее воли, т.е. внешней (объективной) причиной. При этом виновных лиц, обязанных компенсировать потери от такого простоя, в данном случае нет. В связи с этим на основании подп. 4 п. 2 ст.

265 НК РФ заработную плату, выплачиваемую во время простоя, можно отнести в состав убытков как потери от простоя по внешним причинам, не компенсируемые виновниками.

Данного вывода придерживаются как высшие судебные органы, так и ряд федеральных арбитражных судов. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 19 апреля 2005 г.

№ 13591/04 указано, что оплата работнику времени простоя относится в состав внереализационных расходов и квалифицирует их в качестве убытков. При этом ВАС РФ отметил, что глава 25 НК РФ не содержит понятия и критериев, определяющих внутрипроизводственные либо внешние причины простоя.

В связи с этим Суд отверг довод налогового органа, что для целей налогообложения учитываются только расходы, связанные с оплатой времени простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника (внешним).

ВАС РФ пояснил, что для целей налогообложения учитываются также простои по внутрипроизводственным причинам, к которым отнес несвоевременное обеспечение производства сырьем в связи с тяжелым финансовым положением предприятия.

ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 16 января 2008 г.

по делу № А11-1995/2007-К2-20/123 отметил, что потери от простоев по внутрипроизводственным причинам и не компенсируемые виновниками потери от простоя по внешним причинам являются убытками, полученными в отчетном (налоговом) периоде, которые приравниваются к внереализационным расходам (подп. 3, 4 п.

2 ст. 265 НК РФ). В связи с этим выплата работникам заработной платы во время простоя является убытком предприятия. В рассматриваемом деле простой образовался из-за перебоев в поставке основных материалов и других комплектующих изделий.

В свою очередь ФАС Поволжского округа в Постановлении от 15 ноября 2007 г. № А12-667/07-С60 отметил, что оплата времени простоя не является ни элементом оплаты труда, ни заработной платой, поскольку она не является вознаграждением за труд.

Также в Постановлении от 24 октября 2006 г.

по делу № А55-457/2006-53 ФАС Поволжского округа пришел к выводу, что расходы на оплату труда во время простоев, вызванных снижением объема заказов на изготовление продукции, могут уменьшать налогооблагаемую прибыль и относятся в состав убытков.

В Постановлении от 22 января 2008 г. № КА-А40/14328-07 ФАС Московского округа пришел к выводу, что выплата работникам заработной платы во время простоя является внереализационным расходом (убытком, полученным налогоплательщиком в отчетном периоде).

Аналогичной точки зрения придерживается и финансовое ведомство. В частности, в письме от 15 октября 2008 г.

№ 03-03-06/4/71 Минфин России указал, что расходы в виде выплат работникам организации за время простоя как по вине работодателя, так и по причинам, не зависящим от работодателя и работника, могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций и относятся в состав внереализационных расходов.

Вместе с тем считаем, что в рассматриваемой ситуации отнесение простоя к простою по внешней или внутрипроизводственной причине значения не имеет, поскольку, как было указано ранее, НК РФ не содержит каких-либо критериев, по которым причины простоя можно было бы отнести к тому или иному виду убытков.

Кроме того, арбитражная практика указывает на то, что потери от простоя, вызванного снижением (отсутствием) сбыта, в любом случае относятся в состав убытков.

В заключение отметим, что в соответствии с п. 4 ст. 252 НК РФ, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты.

Следовательно, организация вправе выбрать, в состав какой группы будут относиться расходы на оплату труда за время вынужденного простоя — внереализационных расходов или расходов на оплату труда.

При этом тот или иной выбор налогоплательщика не приводит к занижению налоговой базы по налогу на прибыль и, следовательно, не влечет за собой налоговых рисков.

Источник: https://gaap.ru/articles/nalogovye_riski_po_otrazheniyu_v_sostave_raskhodov_prinimaemykh_dlya_tseley_nalogooblozheniya_pribyl/

Как компании снизить налоговые риски

Налоговые риски по налогу на прибыль

Налоговые риски — это вероятный убыток предприятия, который может возникнуть при неблагоприятном развитии событий в части фискальных взаимоотношений с государством. В статье разберемся, что такое налоговые риски организации, определим критерии и порядок их оценки.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Возникновение налоговых рисков (НР) по большей части обусловлено желанием налогоплательщика снизить размер фискального обременения. Иными словами, все компании и предприниматели заинтересованы в том, чтобы уплачивать в государственный бюджет меньшие суммы налогов и сборов. Причем решение данного вопроса осуществляется не всегда законно.

Однако умышленное сокрытие и занижение налогооблагаемой базы — не единственный фактор НР. К таковым можно отнести:

  • финансовую и правовую безграмотность субъекта;
  • неверную трактовку действующего законодательства;
  • двойственность фискальных норм и правил налогообложения;
  • отсутствие информации об изменениях и нововведениях в правовой базе;
  • технические ошибки;
  • недобросовестность контрагентов.

Иными словами, возникновение фискальных рисков связано с прямым нарушением законодательства, когда нормы НК РФ и других законов игнорируются полностью. Либо с косвенными нарушениями, при которых нормы и правила налогообложения соблюдены не полностью.

Следовательно, при выявлении аналогичных нарушений экономический субъект практически сразу попадает под особый контроль со стороны ФНС. Налоговики инициируют выездную проверку, чтобы на месте определить налоговые риски предприятия.

Классификация по видам

Виды налоговых рисков организации классифицируются на:

  1. Внутренние и внешние.
  2. Предсказуемые и непредсказуемые.
  3. Систематические и несистематические.

Также НР можно классифицировать на три большие группы по времени их возникновения:

  1. До проведения проверки ФНС, когда спор с представителями еще не возник, например, ошибки и нарушения возникают из-за недобросовестности контрагентов либо из-за неверного оформления хозяйственных операций.
  2. Во время контрольных мероприятий. Нарушения были выявлены в ходе проведения проверки (ревизии) как камеральной, так и выездной.
  3. По итогам проведенной проверки. В таком случае возникают разногласия между ФНС и подконтрольным субъектом, при котором составляется соответствующий акт для дальнейшего обжалования.

Действующие критерии оценки

Для анализа ФНС разработало специальный перечень критериев, по которым определяется степень фискальных убытков. Отметим, что данный список не является секретным. То есть налоговики настоятельно рекомендуют проводить самостоятельные проверки по данному перечню. Такой подход позволит предприятию избежать фискальных правонарушений и штрафных санкций.

Итак, действующие критерии оценки налоговых рисков закреплены в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ и отражают:

Отсутствие
  • фактических правовых взаимоотношений контрагентов при заключении договоров и соглашений, в том числе и с физлицами;
  • документации, подтверждающей права, обязанности и полномочия руководителя предприятия либо его законного представителя;
  • подтверждений факта госрегистрации контрагента в ФНС;
  • реальных доказательств (фактов), подтверждающих ведение финансово-хозяйственной деятельности контрагентами;
  • экономических обоснований по образованию цен (стоимости) договоров;
  • обоснованности применения рассрочек, отсрочек по оплате договоров;
  • реальных попыток взыскания образовавшихся долгов, неустоек, пеней и штрафов по договорам (контрактам);
  • процентов и обеспечений по выдаваемым и получаемым займам либо их необоснованное занижение.
Наличие
  • низкой фискальной нагрузки, в сравнении с аналогичными субъектами по отрасли;
  • финансовых потерь, отражаемых в отчетности в течение нескольких календарных лет;
  • больших вычетов по НДС;
  • высокого роста расходов (затрат, издержек) и остановка (сокращение) роста доходов;
  • низкого уровня оплаты труда, в сравнении со средними показателями по отрасли, региону;
  • близких к граничным критериев, дающих право на применение спецрежимов;
  • высокой доли расходов предпринимателя, уменьшающих начисляемый им подоходный налог от основной деятельности;
  • необоснованного количества посредников при заключении договоров;
  • бездействий или действий, свидетельствующих о сокрытии информации или нежелании давать необходимую для налогового контроля информацию;
  • частой смены мест постановки на налоговый учет в ФНС;
  • низкого уровня рентабельности осуществляемой деятельности, при сравнении со средним по отрасли.

Данные критерии применимы не только к налогоплательщикам на ОСНО, но и к «упрощенцам», перешедшим на специальные режимы налогообложения. Например, оценит налоговая риски бизнеса юрлиц и ИП на УСН или ЕНВД.

Отметим, что на основании анализа данных критериев формируется внешняя и внутренняя налоговая политика нашей страны, а также оцениваются налоговые риски государства в целом. Такой подход позволяет своевременно скорректировать действующую политику, чтобы избежать неблагоприятных последствий.

Самостоятельный контроль

Чтобы налогоплательщикам избежать проблем с ФНС, необходимо организовать самостоятельный контроль и эффективное управление НР. Систематическая оценка налоговых рисков — единственное верное решение в данной ситуации.

Рекомендации от представителей ФНС, как обеспечить безопасность в отношении НР:

  1. Избегайте сомнительных сделок.
  2. Заключайте сделки только с проверенными контрагентами.
  3. Откажитесь от услуг подозрительных компаний.
  4. Все операции оформляйте документально, согласно действующим инструкциям и требованиям.
  5. Постоянно следите за обновлениями и изменениями в фискальном законодательстве.
  6. Позаботьтесь о разработке и утверждении системы управления налоговыми рисками.

Также налоговики настоятельно рекомендуют периодически организовывать повышение квалификации работников бухгалтерской службы.

Источник: https://ppt.ru/art/nalogi/riski-bisnesa

Когда ожидать налоговую проверку? Оцените свои риски!

Налоговые риски по налогу на прибыль

Налоговые органы, проводя предварительный анализ, для отбора организаций, для проведения выездной проверки, ориентируются, прежде всего, на ключевые показатели деятельности организации.
Оцените и вы свои риски.

По каким правилам идет отбор

Общедоступные критерии оценки рисков, знакомы всем налогоплательщикам, равно как и бухгалтерам и компаниям, оказывающим бухгалтерские и юридические услуги . Именно на них, при предварительном отборе, ориентируются налоговые органы.

Проверьте основные пункты критериев и сопоставьте со своей деятельностью. Напомним, что если ваша организация не отвечает ни одному из критериев, это не гарантирует полную защиту от выездной налоговой проверки.Вся отчетность, которую сдают налогоплательщики, проходит через камеральную проверку.

И вполне может привлечь внимание налоговых инспекторов настолько, что они захотят нанести визит в заинтересовавшую их компанию.Поэтому. Тщательно составляйте отчетность организации, все декларации и бухгалтерская отчетность взаимосвязаны между собой.

И несоответствие взаимосвязанных показателей вызывает вопросы у инспектора. Если у организации запросили дополнительные документы для камеральной проверки, следует отнестись к этому со всей серьезностью и тщательно их подготовить. Ведь именно из этих документов инспектор получит максимальную информацию.

Чем ниже качество отчетов, тем выше риск попасть под выездную налоговую проверку.

А теперь о критериях.

Налоговая нагрузка

Налоговая нагрузка организации не должна отклоняться в сторону уменьшения от средних показателей по отрасли. Налоговую нагрузку определяют исходя из доли уплаченных в бюджет налогов, в общем объеме выручки.

Рассчитать можно по формуле: Отчет о движении денежных средств, строка 4124/Отчет о прибылях и убытках, строка 2110 х 100%Где строка 4124 – «Налог на прибыль у уплате», строка 2110 – «Выручка».

При расчете помните, что в сумму уплаченных налогов не включаются страховые взносы на ОПС и налоги, уплачиваемые в бюджет в качестве налогового агента, т.е. НДФЛ.

Убыточность деятельности

Критерий №2 – налогоплательщик отражает в отчетности убытки в течение двух и более налоговых периодов.
Если убыточным оказался налоговый период после создания организации, или в период освоения новых рынков и новых видов деятельности, инспекторы, как правило, учитывают этот факт при проведении отбора.

НДС к вычету

Если налогоплательщик показывает в декларации по НДС вычеты, превышающие 89 процентов с суммы начисленного налога, риск для проведения ВНП возрастает.

Проверьте себя, для этого необходимо взять декларации по НДС за четыре предыдущих квартала.

Доля вычетов определяется по следующей формуле:Раздел 3 строка 220 / раздел 3 строка 120 х 100%

Где строка 220 – «Общая сумма НДС, подлежащая вычету», строка 120 – «Общая сумма НДС, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога»

Темп роста расходов и доходов

В данном пункте критериев, говорится о несоответствии темпов роста расходов и доходов организации, отраженных в налоговых декларациях темпам роста, отраженным в бухгалтерской отчетности.

Для того, чтобы вы смогли проверить темпы роста, указанные в своей отчетности, необходимо определить несколько показателей. Для расчета следует взять два периода: анализируемый и предшествующий анализируемому.

Какие показатели нужно определить

Условное обозначениеПоказательЧто участвует в расчете
А Темп роста расходов по налогу на прибыльПоказатели по стр. 030 («Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации») листа 02 деклараций по налогу на прибыль
Б Темп роста доходов по налогу на прибыльПоказатели по стр. 010 («Доходы от реализации») листа 02 деклараций по налогу на прибыль
В Темп роста расходов по бухгалтерской отчетностиПоказатели по стр. 2120 («Себестоимость продаж»), 2210 («Коммерческие расходы»), 2220 («Управленческие расходы») отчета о прибылях и убытках
Г Темп роста доходов по бухгалтерской отчетностиПоказатели по стр. 2110 («Выручка») отчета о прибылях и убытках

Далее следует сравнить: 1. Темпы роста доходов и расходов, отраженных в декларации по налогу на прибыль (А и Б);2. Темпы роста расходов и доходов, отраженных в отчете о прибылях и убытках (В и Г);3. Пропорции между расходами и доходами по налоговым декларациям и бухгалтерской отчетности (1 и 2).Риск выездной проверки возрастает если:А > Б;В > Г;

А – Б # В – Г

Уровень заработной платы в организации

Риски возрастают у организаций, если средний уровень заработной платы ниже среднего уровня заработных плат по виду деятельности в соответствующем субъекте РФ.

 Размер среднемесячной заработной платы определяют по следующей формуле:Среднемесячная з/плата = ФОТ/Среднесписочную численность/12ФОТ – фонд оплаты труда12 – число месяцев в налоговом периодеПолученную сумму следует сравнить со средним уровнем оплаты труда на одного работника по соответствующему виду экономической деятельности в вашем регионе.

Необходимые сведения об уровне заработных платы можно получить:

  •  на сайтах Росстата и ФНС;
  •  из экономико-статистических сборников Росстата;
  •  по запросу в территориальный орган Росстата или ФНС.

Приближение к лимитам, установленным для применения специальных режимов налогообложения

Риски повышаются у организаций, применяющих специальные налоговые режимы: УСН, ЕНВД, ЕСХН, если два и более раза в течение налогового периода, показатели деятельности приближаются к показателям, установленным для применения соответствующих режимов.
Если показатели приближаются к установленным лимитам на пять и менее процентов, несколько раз в течение года, то риски организации значительно возрастают.

Игнорирование требований налоговых органов

Получив требование или уведомление из налоговой инспекции, организация в течение установленных пяти рабочих дней не представившая требуемые документы или пояснения, увеличивает свои риски.
Налоговая может потребовать пояснения в следующих случаях:

  • Ошибки в налоговой или бухгалтерской отчетности;
  • Противоречия, содержащиеся в отчетах;
  • Несоответствие представленных сведений, сведениям, имеющимся у налоговой инспекции.

Сравнивается уровень рентабельности по данным бухгалтерской отчетности со средним уровнем рентабельности по соответствующему виду деятельности.Вы можете рассчитать свои показатели следующим образом:Рентабельность продаж = Прибыль от реализации (стр.

2200 отчета о прибылях и убытках)/ Себестоимость продаж (стр. 2120 отчета о прибылях и убытках) х 100%Рентабельность активов = Прибыль до налогообложения по данным бухгалтерской отчетности (ст.2300 отчета о прибылях и убытках) / Общую стоимость активов (стр.

1600 бухгалтерского баланса)Показатели деятельности конкретной организации сравниваются со среднеотраслевыми показателями по данным статистики.

Если показатель рентабельности организации ниже на 10 и более процентов, чем среднеотраслевые показатели, то организация вызовет очень большой интерес у инспекторов, для проведения ВНП.

Высокий налоговый риск

Данный критерий для многих налогоплательщиков не совсем понятен. На самом деле, здесь речь о том, что организация, в ходе деятельности, не проявляет должной осмотрительности, а именно:

  • Не проверяет контрагентов, фактическое место их нахождения, данные о государственной регистрации и т.д.;
  • Не проверяет полномочия представителей и руководителей контрагентов, не запрашивает у них документы, подтверждающие соответствующие полномочия.
  • Заключает экономически нецелесообразные сделки. Т.е. сделки, которые приводят к убыткам или незначительной прибыли.

От себя хотим добавить.
Если организация не попадает ни под один критерий, к сожалению, это не дает гарантий. Дело в том, что в цепочке контрагентов, может оказаться фирма «однодневка», которая оказалась под наблюдением у налоговиков еще с момента регистрации.

Напомним, что если организация при государственной регистрации в качестве юридического лица, использует адрес массовой регистрации, номинального директора или учредителя, то налоговый орган ставит эту компанию на заметку.

И далее запрашивает в банке выписки по счетам, и проверяет всех контрагентов, имевших неосторожность сотрудничать с данной организацией. При этом проверяются не только те компании, которые непосредственно заключили договор с сомнительной фирмой, а проверяется вся цепочка контрагентов.

Поэтому, решившись на такое «сотрудничество», необходимо заранее принимать во внимание возможные негативные последствия такой сделки.

Центр Бухгалтерской Практики “Парус”

август 2012

Источник: https://paruscbp.ru/nashi-publikacii/kogda-ozhidat-nalogovuyu-proverku-otsenite-svoi-riski.html

Новые риски по налогу на прибыль

Налоговые риски по налогу на прибыль

22.09.2017

Шестакова Е.В.

Генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент»,
кандидат юридических наук

Специально для компании «Такском»

В 2017 году был принят ряд законодательных поправок, которые увеличивают риски ошибок налогоплательщиков, а также могут вызвать ряд проблем, связанных с реализацией инвестиционных проектов, а также в случае создания резервов. Рассмотрим, какие изменения были приняты, и какие риски возникнут у компаний и предпринимателей в этой связи.

Уплата налога на прибыль

В 2016 году распределение налога на прибыль осуществлялось с учетом следующих ставок:

  • 2% в федеральный бюджет;
  • 18% в бюджет субъекта федерации.

Данная норма закреплена в п.1 ст.284 НК РФ.

Однако в связи с кризисными явлениями принято решение об изменении распределения денежных средств в федеральный бюджет и бюджеты субъектов. Новый порядок установлен на период с 2017 года по 2020 год.

Теперь распределение налоговых платежей будет осуществляться следующим образом:

  • 3% – в федеральный бюджет;
  • 17% – в бюджет субъекта федерации.

Одновременно снижен лимит в отношении льгот по налогу на прибыль, которые устанавливаются субъектами федерации, по общему правилу льготная ставка не должна быть менее 13,5 %, но для 2017-2020 годов этот лимит снижен до 12,5 %.

Как видно, общая ставка налога на прибыль не изменилась, однако распределение влияет на пополняемость бюджетов.

Какие риски возникают у компании?
Первый риск связан с неправильным перераспределением между бюджетами денежных средств. В этом случае в федеральном бюджете может образоваться недоимка, а в бюджете субъекта федерации – переплата. В итоге налогоплательщик вынужден будет производить взаимозачет между бюджетами.

Порядок проведения зачета сумм излишне уплаченных налогов установлен в ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно п. 1 этой статьи зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Налогоплательщику придется писать заявление в налоговый орган о проведении зачета между бюджетами.

Второй риск связан с неправильным заполнением налоговых деклараций. В случае ошибки необходимо будет подавать уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль.

Снизить риски возможно путем отслеживания изменений в законодательстве, перепроверки заполнения деклараций и платежных поручений.

Нужно подать налоговую декларацию по телекоммуникационным каналам связи? Воспользуйтесь продуктами компании «Такском» для сдачи электронной отчетности! Благодаря этим программным продуктам ваши документы после автоматической проверки будут гарантированно быстро и безопасно переданы в контролирующие органы.

Риски неправильного создания резервов

Резервы в налоговом учете позволяют оптимизировать финансовые потоки и налогообложение. С целью налоговой оптимизации возможно создание целого ряда резервов:

  • по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ);
  • на ремонт основных средств (ст. 324 НК РФ);
  • на предстоящие отпуска (ст. 324.1 НК РФ);
  • на гарантийный ремонт (ст. 267 НК РФ);
  • на предстоящие расходы, направляемые на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов (ст. 267.1 НК РФ).

Однако порядок создания резервов может изменяться законодательно. Так, с 2017 года возможно создавать резервы по сомнительным долгам, которые не превышают большую из величин:

  • 10% от выручки за предыдущий налоговый период;
  • 10% от выручки за текущий отчетный период.

Ранее расчет текущей выручки или выручки за предыдущий период не осуществлялся, а резерв формировался исключительно исходя из выручки за текущий отчетный период. С одной стороны, в связи с поправками, внесенными в законодательство, возможно сформировать резерв в большем размере. Но соответственно возникают и риски.

Первый риск связан с неправильным формированием резерва по сомнительным долгам и необходимостью пересчета размера резерва, а также внесения поправок в налоговый учет.

Второй риск – это риск претензий налоговых органов в части неправильного определения суммы выручки для целей формирования резерва. Например, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.

08.2016 № 09АП-35804/2016 по делу № А40-188619/15 суд согласился с позицией налогового органа и пришел к выводу о нарушении порядка формирования резерва по сомнительным долгам в отношении ряда контрагентов.

Источник: https://taxcom.ru/about/news/new-tax-risks-17/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.