Что такое локальный нормативный акт содержащий нормы трудового права

Содержание

Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права

Что такое локальный нормативный акт содержащий нормы трудового права
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Трудовые споры » Общие положения ТК РФ » Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права

Реформирование в сфере ТП является причиной того, что предприятия стали самостоятельно их регулировать.

Реформирование в сфере трудовых правоотношений явилось причиной того, что предприятия стали самостоятельно их регулировать.

Теперь это делается не только посредством исполнения норм государственных и федеральных органов власти, но и путем принятия внутренних локальных актов.

Последние применяются в случае недостаточного государственного регулирования, или отсутствия разъяснений органов власти в целом.

Мы расскажем, что такое локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в каких случаях они необходимы, каким требованиям должны соответствовать.

Что такое локальные нормативные акты

Статьей 8 ТК предусмотрена возможность для субъекта трудовых отношений – работодателя (кроме физлица, не зарегистрированного в качестве ИП) разрабатывать локальные акты в сфере трудового права. Они издаются на основании законов и норм федеральных органов власти, коллективных договоров и соглашений.

Иными словами, это официальные документы, которые устанавливают, изменяют или отменяют нормы в сфере трудовых отношений между определенными субъектами.

Отличие локального нормативного акта от коллективного договора состоит в том, что перед заключением договора предшествует процедура осуществления переговоров между субъектами, кроме того, срок его действия ограничен. Порядок принятия локального акта четко не определен. Также он может быть как срочными, так и бессрочным.

Такой акт нельзя рассматривать как устранение пробелов в государственном регулировании отношений между субъектами трудового права.

К задачам локальных актов относятся:

  • конкретизация норм права в сфере трудовых отношений, принимая во внимание индивидуальность трудового процесса в отдельно взятой организации;
  • гарантирование соблюдения прав работников, предусмотренных нормативными актами государственной власти;
  • определение условий трудового процесса (если это напрямую относится к функциям работодателя).

Нормотворческие полномочия работодателя

Поскольку соблюдение локальных нормативных актов является предписанием, обязательным для всех субъектов трудовых отношений, такие акты издаются в виде положения, приказа, правила, инструкции и так далее.

Существуют следующие виды локальных актов в сфере трудовых отношений:

  • локальные акты (вне зависимости от названия), которые определяют трудовые нормы;
  • графики работы, смены, иные акты, конкретизирующие продолжительность рабочего процесса или перерыва;
  • локальные нормативные акты в сфере оплаты труда;
  • правила внутренней трудовой дисциплины (трудовой и пропускной режим, перерыв, отдых), трудовой распорядок, акты, регулирующие процесс приема-увольнения сотрудников, устанавливающие ответственность, права и обязанности сторон, поощрения, взыскания и так далее;
  • акты, касающиеся охраны труда (инструкции);
  • должностные инструкции, которыми определяются полномочия сотрудников;

Должностные инструкции разрабатываются руководителем единолично, согласования с представительными органами или профсоюзами не требуют.    

Акты руководителя, не подлежащие применению 

Локальные нормы (кроме должностных инструкций) принимаются, учитывая мнение выборных органов или иных представительных органов работников.

Если внутренний правовой акт ухудшает положение сотрудников по сравнению с государственными законами или федеральными актами органов власти, он не применяется. Кроме того, если он принят без согласования с представительным органом, то есть в нарушении ст. 372 ТК, такой акт также не применяется.

Регулирование трудовых отношений будет осуществляться на основании государственных норм или иных федеральных актов органов власти, положений, прописанных соглашениями.

Требования, предъявляемые к локальным актам

К процессу создания внутреннего нормативного акта целесообразно привлекать специалистов, имеющих полномочия. Поскольку такие акты являются составляющей частью государственного нормативно-правового регулирования в трудовой сфере.  

При подготовке внутренних нормативных актов придерживаются следующих требований:

  • такие акты вносят в трудовые отношения определенные изменения, поэтому в процессе нормотворчества следует учесть финансовые возможности предприятия, возрастные, психологические и иные особенности сотрудников и так далее;
  • документ должен быть структурирован, то есть содержать вводную часть, где излагаются причины его принятия, содержать четкий перечень сотрудников, на которых распространяется, а также задачи, для выполнения которых предназначен, если в акте содержатся специальные термины, необходима их расшифровка;
  • в акте указываются реквизиты, которые придают ему статус официального, то есть наименование органа, его принявшего, ссылки на законодательные нормы, дата принятия, регистрационный номер, резолюция лица, имеющего полномочия его подписать;
  • исключается возможность полного либо частичного дублирования уже принятых норм, а если документ дублирует ранее изданный, в нем должна содержаться информация об отмене предыдущей нормы;
  • форма изложения должна быть лаконична, конкретна, доступна, но документ не должен содержать излишнюю конкретизацию или трудные для понимания термины.

Учет мнений представительного органа работников  

Согласно трудовому законодательству, руководитель принимает локальные акты в области трудового права в пределах своих полномочий.

Упрощенный порядок принятия таких норм возможен, когда субъекты предпринимательства (работодатели) – физические лица, государственные или федеральные организации, либо органы власти.

Если же работодатель – хозобщество или производственный кооператив, а также если на предприятии имеется субъект трудовых отношений – выборный орган или профсоюз, возможность единоличного принятия руководителем внутренних актов ограничена.

В определенных случаях руководитель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права или другие федеральные нормы, учитывая мнение выборного органа, представляющего интересы работников (ст. 8, п. 2 ТК).

Перед тем как принять решение, руководитель направляет проект акта в выборный орган, который в течение 5 дней должен направить мотивированное мнение. Если согласие на издание не получено, либо имеются замечания, руководитель может согласиться с такой позицией или провести дополнительные консультации.

Если окончательное согласие не было достигнуто, руководитель может издать внутреннюю трудовую норму, а представительный орган – обжаловать в установленном порядке, или инициировать процесс спора в федеральной комиссии. 

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya-tk-rf/lokalnye-normativnye-akty-soderzhashhie-normy-trudovogo-prava.html

Локальные нормативные акты организации

Что такое локальный нормативный акт содержащий нормы трудового права

В определении понятия «локальные нормативные акты» (далее — ЛНА) большую роль играет ст. 8 ТК РФ. В ней оговорено, что это документы, которые создает организация в рамках своих компетенций с опорой на нормы трудового законодательства.

Еще один важный момент — локальные нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение для всех или нескольких работников.

Это значит, что приказ об отпуске на конкретного работника, трудовой договор или график сменности нельзя рассматривать как ЛНА.

ЛНА имеют подзаконный характер, конкретизируют нормы федерального законодательства, уточняют особенности работы у определенного работодателя или на определенной должности. Эти документы позволяют автоматизировать и унифицировать многие процессы в организации.

Очень важно помнить, что ЛНА не могут ухудшать положение работника в сравнении с нормами централизованного законодательства. Например, в Правилах внутреннего трудового распорядка может быть предусмотрен увеличенный дополнительный отпуск определенным категориям работников, но ни в коем случае отпуск не может быть меньше установленного законом.

При этом локальные нормативные акты работодателя должны быть доведены до сведения работника под роспись. Если он не исполняет положений кадрового документа, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности. Организации в случае нарушений грозит административная ответственность.

Издавать и утверждать ЛНА могут и обязаны работодатели — юридические лица и индивидуальные предприниматели, если они не относятся к микропредприятиям.

Важно! С 2017 года микропредприятия могут отказаться от утверждения всех или нескольких ЛНА. Такое право им предоставляет новая глава ТК РФ — гл. 48.1 (Федеральный закон от 03.07.2016 № 348-ФЗ). Напомним, что критерии для микропредприятий не так давно тоже претерпели изменения (п. 10 ст. 10 Федерального закона от 29.12. 2015 № 408-ФЗ).

А конкретнее?

Как мы уже сказали, точного перечня локальных нормативных актов не существует, как нет и указаний на то, какие из них являются обязательными. В этом основная сложность работы с кадровыми документами.

Можно выделить условно обязательные. Это те, наличие которых прописано в Трудовом кодексе, их чаще всего и запрашивают надзорные органы при проверке. К таким ЛНА можно отнести Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ), Положение об обработке персональных данных работников (ст. 86 ТК РФ), Положение об охране труда (раздел X ТК РФ).

Однако способов оформить требования трудового законодательства может быть несколько, отсюда и вариативность в списке документов. Например, в ТК РФ прописано требование обозначить основные трудовые функции при приеме человека на работу. Работодатель может сделать это двумя способами: вписать их в трудовой договор или ознакомить нового сотрудника с должностной инструкцией.

Кроме того, большое значение имеет и специфика деятельности предприятия или отдельных категорий его сотрудников: работа, требующая обязательного медосмотра, деятельность, связанная с коммерческой тайной, и пр. В такой ситуации определить, какие из документов являются обязательными для работодателя, а какие факультативными, очень сложно.

Ниже представлен список локальных нормативных актов, которыми должны/могут пользоваться работодатели, чтобы регулировать трудовые отношения с работником. Это общие документы, действие которых распространяется на весь коллектив или на некоторые категории работников:

  1. Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ).
  2. Положение о коммерческой тайне (Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»).
  3. Должностные инструкции (письмо Роструда от 09.08.2007 № 3042-6-0) — документ нужен, если трудовые функции не прописаны в трудовых договорах.
  4. Положение об оплате труда работников, Положение о премировании и материальном стимулировании работников (раздел VI ТК РФ).
  5. Положение об обработке персональных данных работников (ст. 86 ТК РФ).
  6. Положение об охране труда (раздел X ТК РФ).
  7. Инструкции по электробезопасности, пожарной безопасности и охране труда (раздел X ТК РФ).
  8. Штатное расписание (Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).
  9. График отпусков (ст. 123 ТК РФ, Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1) — точки зрения на этот документ расходятся, чуть ниже мы поясним ситуацию.

Обратите внимание, должностные инструкции долгое время составлялись на основе ЕТКС. Сейчас идет процесс утверждения профессиональных стандартов. Для определенных профессий они уже являются обязательными. В остальных случаях профстандарты могут стать хорошей основой для разработки должностных инструкций.

Перечень локальных нормативных актов может быть дополнен положениями об отпусках, командировках, об аттестации персонала и пр. в соответствии с потребностями работодателя.

Широкое поле для трактовок Трудовой кодекс РФ оставляет и в отношении штатного расписания. Работодатель не обязан знакомить с ним работника, однако в письме Роструда от 15.05.

2014 № ПГ/4653-6-1 говорится, что штатное расписание все же входит в группу локальных нормативных актов. Та же ситуация складывается с графиком отпусков.

В любом случае руководитель должен помнить, что это обязательные кадровые документы, их наличие обусловлено требованиями федерального законодательства.

Стройте штатное расписание и график отпусков в программе Контур-Персонал.

Узнать больше

Очень часто к локальным нормативным актам работодателя относят коллективный договор и отраслевые соглашения, меж тем гл. 7 ТК РФ прямо указывает на то, что они являются правовыми актами и регулируют социально-трудовые отношения.

Разработать, утвердить, согласовать

Локальные нормативные акты имеют определенный порядок оформления, который устанавливается внутренним приказом руководителя. В разработке ЛНА могут принимать участие разные специалисты, включая руководителей профильных подразделений: вопросы оплаты труда курирует бухгалтер или экономист, правила внутреннего распорядка составляются при участии кадровика и пр.

После того как подробно прописаны все детали, документ должен быть согласован с другими структурными подразделениями. Свои замечания специалисты передают в письменной форме.

Трудовой кодекс утверждает правило согласовывать локальные акты еще и с профсоюзной организацией или с представительным органом работников (ст. 372 ТК РФ).

В течение пяти дней их представители могут выдвинуть свои предложения в письменной форме. Но надо помнить, что эти формирования являются добровольными, на предприятии их может не быть.

В таком случае документы руководитель утверждает самостоятельно.

Как правильно составить ЛНА

Трудовое законодательство не утверждает четких требований и к тому, как следует оформлять локальные нормативные акты. В большей степени это зависит от содержания конкретного документа.

Однако руководителю предприятия и специалисту кадровой службы стоит ориентироваться на ГОСТ Р6.

30-2003, в котором изложены требования к организационно-распорядительным документам, которые актуальны и для ЛНА.

Бланк локального нормативного акта содержит:

  • название организации согласно учредительным документам;
  • наименование документа (положение, правила и пр.);
  • номер документа, дата и место его утверждения либо документ, которым он был утвержден;
  • виза согласования, если документ согласовывался с вышестоящими организациями;
  • специальная отметка, если есть приложения к документу;
  • виза утверждения руководителем;
  • дата, когда документ вступает в силу, если она отличается от даты подписания и если это не прописано в документе, который утверждает ЛНА.

И не забудьте о главном

Статья 22 ТК РФ обязывает работодателя под роспись знакомить работников с локальными нормативными актами, связанными с их трудовой деятельностью. Большинство кадровых документов сотрудник изучает в момент принятия на работу (ст. 68 ТК РФ).

В ходе трудовой деятельности работник тоже знакомится с документами в тех случаях, когда:

  • на предприятии утвержден новый локальный нормативный акт, касающийся непосредственно этого человека;
  • изменившиеся условия труда работника требуют дополнительно урегулировать трудовые отношения.

Утвержденного порядка, как знакомить персонал с ЛНА, нет. Работодатель может выбрать любой из вариантов:

  • оформить отдельный журнал ознакомления работников с локальными документами;
  • к каждому ЛНА в качестве приложения составить лист ознакомления;
  • в качестве приложения к трудовому договору подготовить перечень ЛНА, с которыми знакомится сотрудник.

В части локальных нормативных актов работодателя в трудовом законодательстве множество неурегулированных моментов, тем сложнее задача специалиста кадровой службы.

От того, насколько полно и правильно составлены документы, соблюдены все процедуры оформления, зависит решение многих спорных вопросов.

Разработка локальной нормативной документации — это не только обязанность работодателя, но и его «страховка» от конфликтов с недобросовестными работниками.

Источник: https://kontur.ru/articles/4768

Локальные нормативные акты содержащие нормы трудового права

Что такое локальный нормативный акт содержащий нормы трудового права

В статье 8 Трудового кодекса РФ указано, что в любой компании могут разрабатываться локальные нормативные акты, которые содержат в себе нормы трудового права.  Функционирование организаций отличается друг от друга.

Это обусловлено различной направленностью и спецификой деятельности. Поэтому не всегда требования общих правил могут охватить все особенности. Некоторые тонкости и нюансы должны быть отрегулированы внутри организации.

Для реализации такой цели руководитель и наделен возможностью инициировать разработку и утверждение внутренних положений и правил, которые будут регулировать вопросы, связанные с реализацией профессионального сотрудничества.

Следует отметить, что такая возможность является исключительным правом руководителя. Работники инициировать оформление внутренних правил не могут. Однако, в коллективном договоре можно предусмотреть перечень документов, подписание которых будет возможно только после согласования с профсоюзом.

Что такое локальный нормативный акт?

Действующие нормы не дают четкого определения, что такое локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права.

По смыслу указанного понятия следует, что это документ, который был разработан и утвержден руководителем компании, в целях регулирования отдельных направлений трудового взаимодействия между тружеником и организацией.

Соответственно они обладают рядом отличительных признаков:

  • должны быть утверждены начальником;
  • носят локальный характер, то есть требования и возможности, указанные в нем, распространяются только на тружеников, за пределами инстанции они не действуют, хотя могут приниматься во внимание, например, в ходе судебного разбирательства;
  • не должны ухудшать условия профессиональной деятельности работающих;
  • они регулируют вопросы, которые связаны только с трудовыми отношениями.

Реализовать такую возможность руководитель может в следующих случаях:

  • принятие акта локального характера, является требованием общих норм;
  • при наличии пробела в законодательстве, то есть некоторые моменты рабочего взаимодействия в общих правилах не оговорены, но требуют урегулирования;
  • если какое-либо направление сотрудничества в общих правилах раскрыто поверхностно, а тонкости и нюансы не учтены;
  • вопрос регулируется требованиями нескольких законодательных актов, которые имеют расхождение, и требуется конкретизация.

Примеры локальных актов

Виды локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права отражены в ТК РФ.

Они определены также сложившейся правоприменительной практикой. Можно выделить внутренние правила компании, регулирующие порядок труда.

В таком документе подробным образом оговариваются все моменты, связанные регулированием времени работы в течение дня или смены, продолжительность ежедневных перерывов для отдыха и питания, а также правила поведения при нахождении как в месте непосредственного исполнения должностных обязанностей, так и на территории организации в целом.

Ещё одним примером локального акта является штатное расписание. Такой документ отражает структурное устройство компании в целом. В нем указывается наименование и количественная численность всех имеющихся должностей, размеры окладов по каждой из них, либо нормы выработки в случае оплаты выполняемой работы по сдельному принципу, а также другие сведения, касающиеся выплачиваемого заработка.

График отпусков, который утверждается в каждой организации, тоже является внутренним актом. Такой документ содержит сведения об очередности и продолжительности ежегодных перерывов, которые предоставляются труженикам для отдыха и восстановления.

В правилах охраны труда отражаются вопросы, связанные с внутренней безопасностью с целью обеспечения сохранности жизни и здоровья работающих.

Правила внутреннего трудового распорядка

Указанный локальный нормативный акт является основополагающим в регулировании времени труда и правил поведения внутри компании.

Однако по своему содержанию такие правила являются более полными. Они охватывают не только рабочее время и культуру поведения труженика. В них всегда включается следующее:

  1. Возможности и обязательства руководителя и работающих.
  2. Длительность трудового времени не только в течение дня или смены, но и за учетный период, например, неделя, месяц, квартал.
  3. Общие перерывы для питания и отдыха, а также дополнительные, которые предоставляются отдельным категориям, например, для обогрева или кормления малыша.
  4. Меры воздействия, которые могут применяться и к работающим, и к руководителю, допустившим нарушения.
  5. Способы поощрения тружеников.
  6. Порядок приема в штат компании и освобождения от занимаемой должности.
  7. Временная замена отсутствующих специалистов.
  8. Денежные выплаты за исполнение обязанностей.

Указанный акт в большинстве случаев является дополнением к коллективному договору. Хотя допускается оформлять его в виде отдельного документа.

Наличие такого документа является обязательным условием. Его отсутствие может повлечь за собой применения мер административного воздействия к руководителю организации.

Штатное расписание

Такой локальный нормативный акт не только требуется в обязательном порядке. Его наличие будет правильным. Без такого акта функционировать полноценно организация просто не сможет.

Расписание необходимо для формирования численности тружеников, определения количества необходимых должностей и структуры подчиненности в организации.

В документе должны быть отражены сведения о размерах выплат за выполняемую работу. Действующие нормы определили его форму. Хотя отступления вполне допустимы с учетом специфики деятельности организации. На практике, в большинстве случаев разработка расписания является обязанностью финансовых специалистов, хотя иногда может входить в компетенцию кадровой службы.

В содержании документа по отношению к каждой должности должно быть отражено следующее:

  • Данные о структурных подразделениях.
  • Название должностей, которые в них входят. Это должно соответствовать требованиям общих норм.
  • Их количество, по каждому из видов. Численность определяется исходя из потребностей организации в наличии тех или иных специалистов.
  • Размер оклада либо объем нормы труда. Они не должны быть меньше установленного минимума.
  • Объемы дополнительных выплат, например, премии, надбавки за наличие сложных или вредных факторов, оплата личных временных затрат.

График отпусков

Использовать гарантированное государством право на отдых работник может, согласно графику отпусков. Этот внутренний акт должен иметься в каждой компании, поскольку, он играет важную роль для планирования времени осуществления профессиональной деятельности каждого труженика.

Суть и предназначение его заключается в том, чтобы не только определить конкретные даты начала и окончания отдыха. Указанный график позволяет спланировать равномерное распределение таки перерывов. Такой подход позволит избежать риска отсутствия большого числа работающих. В противном случае полноценное функционирование организации может быть нарушено.

При составлении необходимо учитывать массу факторов.

Во-первых, объем загруженности структурных подразделений и каждого труженика в отдельности в определенные периоды года. Все дело в том, что в силу специфики деятельности большая нагрузка может приходиться на определенные месяцы. Например, организация, занимающаяся озеленением, будет главным образом загружена в весенние и летние месяцы.

Во-вторых, следует учитывать пожелания некоторых работающих, поскольку, определенные категории могут использовать отдых в удобное для них время, например, будущие роженицы и лица младше восемнадцати лет.

Правила охраны труда

Ещё одним видом ЛНА, согласно ТК РФ, являются правила охраны труда. Такой документ охватывает достаточно много вопросов, но имеет узкую направленность. Она касается именно безопасности в процессе исполнения должностных обязанностей.

Для большинства отраслей деятельности разработаны типовые правила. Однако такой факт не ограничивает возможности руководителя утвердить внутреннее положение с учетом специфики работы в организации.

Правильным будет включить в содержание правил следующие разделы:

  1. Общий. Он затрагивает моменты, касающиеся сферы и периода действия документа.
  2. Возможности и обязательства сторон рабочего взаимодействия.
  3. Прохождение обязательного медицинского обследования тружениками.
  4. Обеспечение работающих специальной одеждой, продуктами питания и обеззараживающими веществами.
  5. Профилактическое излечение.
  6. Обучение тружеников безопасным методам исполнения обязанностей.
  7. Порядок проведения проверок по фактам нарушения правил. Сюда же можно включить и вопросы, связанные с формированием специальной проверочной комиссией, а также определить меры воздействия, которые могут быть применены к нарушителям.
  8. Финансовое обеспечение реализации необходимых процедур.
  9. Правовая компетенция специалистов, которые будут осуществлять контроль соблюдения требований положения о внутренней безопасности.
  10. Порядок обжалования решения руководителя, в случае несогласия труженика с таковым.

Порядок принятия локальных актов

Чтобы локальный правовой акт появился в наличии у компании, инициатору нужно осуществить ряд обязательных мероприятий:

  1. Разработка. Когда начальник усматривает необходимость в наличии того или иного документа он принимает решение о его оформлении. Для этого издается приказ соответствующего содержания, на основании которого формируется специальная комиссия. В состав такой группы включаются, как правило, наиболее компетентные специалисты, которые обладают необходимыми знаниями и опытом работы. Такие труженики, в ходе заседания определяют структуру, содержание будущего документа и готовят его проект.
  2. Согласование. В необходимых случаях подготовленный проект должен быть передан для изучения в орган, представляющий интересы тружеников. Поскольку внутренние акты не должны ухудшать положение работающих, правильным будет согласовывать любой принимаемый документ.
  3. Утверждение. Такая процедура достаточно проста. Согласованный проект подписывается руководителем организации, подпись которого должна быть заверена печатью. Подпись и печать согласовывающего органа, например, профкома, тоже является обязательным условием.
  4. Введение в действие. В этом случае такой момент может быть оговорен изначально в тексте документа. Однако допустимо издать отдельный приказ по этому поводу, который наделит акт юридической силой.

Изменение и отмена локальных актов

Во внутренний акт, как и в любой юридический документ можно внести изменения и поправки. Инициировать процедуру может как руководитель, так и работающие при помощи профкома.

Изменения оформляются распоряжением начальника.

Помимо обязательной информации, в приказе должно быть отражено, как пункты или разделы акта изменяются или отменяются, каково будет их новое звучание, какие слова и фразы будут исключены.

В принципе можно изготовить еще один экземпляр акта, указав сведения о внесении поправок.

Отменен акт может быть в следующих случаях:

  • истечение срока его действия;
  • отмена по согласованию между сторонами, такое чаще всего практикуется, если документ утратил свою актуальность;
  • отмена по требованию общих правил или уполномоченной инстанции.

Источник: http://ZnatokTruda.ru/trudovoj-kodeks/lokalnye-normativnye-akty/

Локальные нормативные акты: что это такое, какие акты работодатель должен принять обязательно, как их применять

Что такое локальный нормативный акт содержащий нормы трудового права

БУХУЧЕТТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯСТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫНДСНДФЛПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

  • Новости
  • Трудовые отношения

Локальные нормативные акты: что это такое, какие акты работодатель должен принять обязательно, как их применять 20 февраля 2017 Алексей Крайнев Юрист по налоговым, трудовым и гражданским правоотношениям

Многие вопросы повседневной жизни организации, а также ее отношений с работниками не регулируются напрямую Трудовым кодексом или иными нормативными правовыми актами (федеральными законами, приказами министерств и т.д.). Ведь в отличие от других отраслей права, в сфере трудовых правоотношений работодатель может сам выступить в роли нормотворца. То есть принять локальные акты, исполнять которые будут обязаны все работники. Более того, в некоторых случаях принятие подобного акта — обязанность организации! Что же такое локальный акт? Какие акты и когда работодатель должен принять в обязательном порядке? Как правильно применять нормы этих актов? Ответы на эти и другие вопросы — в нашей статье.

О возможности работодателя самостоятельно принимать локальные нормативные акты говорится в статье 8 Трудового кодекса, согласно части 1 которой такое право есть у организаций и ИП-работодателей.

Однако определения локального нормативного акта данная статья не содержит, отмечая, лишь, что они в обязательном порядке должны содержать нормы трудового права. Собственно, именно это уточнение и позволяет отделить локальные нормативные акты от прочих кадровых документов, издаваемых работодателем.

Ведь норма права — это общеобязательное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (п. 2 приложения к Постановлению Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 № 781-II ГД). Оттолкнувшись от приведенной цитаты, можно дать определение локальному нормативному акту.

  Это внутренний документ работодателя (организации или ИП), который рассчитан на неоднократное применение. Он устанавливает права и обязанности как самого работодателя, так и его работников (либо всех, либо отдельных категорий) в той части трудовых правоотношений, которая напрямую трудовым законодательством не урегулирована.

В том, что данный документ рассчитан на многократное применение, заключается отличие локальных актов от прочих кадровых документов, оформляемых организацией. Так, различные приказы (о приеме на работу, увольнении, переводе, премировании, направлении в командировку и т.п.

) используются только один раз в отношении конкретного работника в конкретной ситуации, и на многократное применение не рассчитаны. Именно поэтому приказ, скажем, о приеме на работу не относится к локальным правовым актам, хотя он и устанавливает права и обязанности. Такой приказ является актом применения права.

А вот, к примеру, положение о премировании, или положение о командировках — акты, которые могут и должны использоваться каждый раз при назначении премии или при направлении в командировку. Причем, эти акты работодатель может применить к любому работнику и в любой момент.

Так что названные документы определенно рассчитаны на многократное применение и устанавливают взаимные права и обязанности работодателя и работников. А значит, положение о премировании или командировках может служить классическим примером локального нормативного акта.

Что «сильнее»: трудовой договор или локальный акт?

Итак, с правовой природой и признаками локальных актов мы разобрались. Теперь необходимо определиться с его юридической силой, т.е. местом в иерархии других актов, регулирующих трудовые отношения.

В статье 8 ТК РФ прямо сказано, что локальные акты не могут ухудшать положение работников по сравнению с тем, что зафиксировано в трудовом законодательстве, а также в коллективных договорах и соглашениях. В случае, если локальный акт содержит подобные нормы, то они не применяются.

Из этого очевидно, что юридическая сила локального акта меньше, чем у Трудового кодекса, законов и иных нормативных правовых актов, изданных органами государственной власти или местного самоуправления. И ниже, чем у коллективных договоров и соглашений. Обобщим.

Локальные акты, как документы, действующие только в рамках одной организации (или ИП-работодателя), по своему юридическому статусу стоят на две ступени ниже законов и подзаконных актов, которые определяют права и обязанности всех работодателей в стране, и отраслевых и межотраслевых соглашений, которые регулируют отношения определенных групп работодателей. А по отношению к коллективному договору (для заключения которого предусмотрена весьма сложная процедура) локальные акты стоят на ступень ниже.

Что же касается соотношения между локальным актом и трудовым договором, то четкой нормы о том, какой из документов главнее в Трудовом кодексе мы не найдем. При этом, согласно ст.

 9 ТК РФ, трудовой договор не может содержать условий, ограничивающих права, или снижающих уровень гарантий по работникам по сравнению с тем, что установлен в локальном акте.

Из этого следует, что локальный акт, действующий на момент заключения трудового договора (или внесения в него изменений), имеет бо́льшую юридическую силу.

А вот обратная ситуация, когда новый локальный акт вступает в противоречие с трудовым договором, в Трудовом кодексе не урегулирована. Однако, учитывая, что утверждение работодателем локального акта в силу ст. 72 ТК РФ не является основанием для внесения изменения в трудовой договор, можно предположить, что в данном случае приоритет будет за трудовым договором.

Таким образом, в отношениях между локальными актами и трудовыми договорами действует принцип более ранней даты: приоритет имеет тот документ, который принят (подписан) первым.

Какие локальные акты работодатель обязан принять

Перейдем к следующему вопросу: когда работодатель может издать тот или иной локальный акт? В статье 8 ТК РФ прямого ответа на этот вопрос нет. Там говорится, что акты принимаются работодателем «в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями».

Из данной цитаты можно сделать следующие выводы. Во-первых, работодатель может (а иногда — должен) принимать подобные акты в случаях, прямо указанных в Трудовом кодексе, или иных нормативных правовых актах.

Таких случаев в ТК РФ не мало. Причем, в некоторых из них речь идет именно об обязанности работодателя по принятию соответствующего локального акта.

Например, работодатель обязан принять следующие локальные акты:

1. Штатное расписание (ст. 15 и 57 ТК РФ).
2. График отпусков (ст. 123 ТК РФ).
3. Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ).
4. Документы, регламентирующие порядок хранения и использования персональных данных работников (ст. 87 ТК РФ).

Подготовить документы в сервисе «Персональные данные»

5. Положение об оплате труда и премировании, если соответствующих условий нет в Правилах внутреннего трудового распорядка (ст. 135 ТК РФ).
6. Порядок индексации зарплаты, если данный момент не отражен в положении об оплате труда (ст. 134 ТК РФ).
7.

Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, если работникам организации трудовым договором установлен такой режим и соответствующего перечня нет в Правилах внутреннего трудового распорядка (ст. 57 и ст. 101 ТК РФ).
8.

Локальный нормативный акт, предусматривающий разделение рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ), если такое практикуется в организации и указанные положения не включены в Правила внутреннего трудового распорядка.
9. Документ об утверждении формы расчетного листка (ч. 2 ст. 136 ТК РФ).
10.

Положение об аттестации, если в организации осуществлялись (или планируются) увольнения по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
11. Правила и инструкции по охране труда (абз. 23 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).
12. График сменности, если в организации применяется сменная работа (ст. 103 ТК РФ).
13.

Порядок возмещения расходов, связанных со служебными командировками, если данные положения не включены в коллективный договор (ст. 168 ТК РФ).

Есть подобные требования и в других законодательных актах. В частности, в силу п. 1 и 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 29.07.04 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» работодатель обязан утвердить. Положение об охране коммерческой тайны, если в трудовой договор хотя бы с одним работником включены условия о работе с информацией, составляющей коммерческую тайну.

  Абзац 6 п. 2.1.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утв. Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.03 № 1/29) обязывает работодателя утвердить Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Этот акт принимается, если работодатель решил не проводить такой инструктаж в отношении работников, не связанных с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов.

Наконец, не стоит забывать про требования Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.12 № 390). Согласно п. 2 Правил, в компании должна быть утверждена Инструкция о мерах пожарной безопасности.

В других случаях утверждение локального акта, даже прямо упомянутого в ТК РФ, может быть правом, а не обязанностью работодателя. К примеру, если в компании не создается производственный совет, то и утверждать соответствующий локальный акт не требуется (ст. 22 ТК РФ).

Приведем и другой пример. Если представлять работодателя при заключении коллективного договора будет непосредственно руководитель, то утверждать специальный локальный акт, содержащий перечень уполномоченных на ведение переговоров лиц, не обязательно (ст. 33 ТК РФ).

Отдельную группу локальных актов составляют те, которые посвящены вопросам, в принципе не урегулированным трудовым законодательством.

Решение о необходимости разработки и утверждения подобных документов, а также об их содержании работодатель принимает самостоятельно.

Так, работодатель может принять локальный акт, регулирующий порядок уведомления сотрудником работодателя об использовании личного имущества в служебных целях (ст. 188 ТК РФ). Или положение, регулирующее порядок обеспечения иногородних сотрудников жильем.

Как принять локальный акт

В Трудовом кодексе зафиксированы только самые общие положения, касающиеся порядка принятия локальных нормативных актов. Так, согласно ст. 8 ТК РФ, если в организации имеется профсоюз, то в случаях, прямо указанных в ТК РФ, при принятии локального акта работодатель обязан запросить мнение профсоюза.

Например, такая обязанность возникает при утверждении Правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ), Положения об оплате труда (ст. 135 ТК РФ), Правил компенсации расходов для работников, занятых в районах Крайнего Севера (ст. 325 ТК РФ).

В остальных случаях (либо во всех, если организация профсоюзом не обременена), локальные акты принимаются работодателем самостоятельно. Что касается формы, то на практике локальные акты чаще всего принимаются в виде различных положений, порядков, инструкций.

Порядок подготовки и согласования текста документа внутри организации может быть любой, но вот утверждать готовый документ должен либо непосредственно руководитель организации, либо иное уполномоченное им лицо.

Утверждение может происходить как отдельным распорядительным документом —приказом или распоряжением об утверждении локального акта, так и в виде соответствующего реквизита «Утверждаю», или «Утверждено» на самом локальном акте. Каких-либо ограничений, связанных с этим вопросом, трудовое законодательство не содержит.

О порядке вступления в силу локальных актов и о том, как правильно вносить в них изменения и отменять ставшие ненужными нормы, мы поговорим отдельно в следующей статье.

Бесплатно вести кадровый учет в веб‑сервисе Обсудить на форуме В закладкиРаспечатать 17 958 Обсудить на форуме В закладкиРаспечатать 17 958

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/beginner/2017/2/12013

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.