Аренда личного автомобиля в служебных целях

Содержание

Использование личного автомобиля в служебных целях в 2019 году: как списывать ГСМ, аренду

Аренда личного автомобиля в служебных целях

Использование собственного автомобильного транспорта работников в целях служебной надобности и его правильное оформление является не самым простым моментом как для владельцев авто, так и для их руководства.

Следует отметить, что на сегодня законодательный регламент предусматривает множество вариантов, как оформить служебное пользование личным автомобилем, а также вариативность начисления компенсации за использование автомашины во время выполнения производственных и служебных обязанностей. Отдельно регламентируется и пользование личной машиной для владельцев предприятия или ИП.

Нормативно-правовое обоснование использования личного авто в служебных целях

Законодательная база РФ не включает выделенных документально-нормативных разделов, которые прямо указывали бы на порядок, права и обязанности при пользовании личным авто в служебных целях, а также уточняли размеры компенсации за это. Такая возможность законодательством предусмотрена, но в одном ряду с другими вопросами. В частности, найти информацию об этом можно в ст.№188 ТК.

Чаще всего применяются такие методы оформления пользования личными автомобилями в для решения рабочих задач:

  • Ссуда. Принцип безвозмездной ссуды отлично работает при оформлении личного авто для использования его на работе. Этот метод предполагает отсутствие непосредственной оплаты сотруднику за предоставленную машину. Взамен этого снижается налоговая нагрузка по НДФЛ, а также других платежей, связанных с арендой авто. Автотранспортное средство при этом будет числиться на балансе компании, в интересах которое оно используется.
  • Аренда. Данный метод активно применяется, главным образом, для уменьшения затрат владельца автомобиля, а также для оптимизации совокупных расходов, связанных с автотранспортом. С этой цель. оформляется договор аренды транспортного средства без услуг водителя. Авто так же, как и в предыдущем варианте, становится на баланс компании, а сотрудник выполняет трудовые обязанности, используя его как служебный автомобиль. Соглашением предусматривается полная компенсация затрат на машину, сумма которых не ограничена.
  • Компенсационный порядок. Для задействования этого метода необходимо закрепить использование личного автотранспорта в документации, регламентирующей отношения нанимателя и сотрудника, будь то трудовое соглашение, коллективный договор или внутренние нормативные акты по предприятию. Такое оформление дает обеим сторонам ряд преимуществ, среди которых минимум процессуальных действий, свободное регулирование нюансов использования автомобильного транспорта в служебных целях, а также своевременная выплата сотруднику компенсаций, которые, при соответствии сумм установленному законодательному лимиту, не облагаются НДФЛ. С другой стороны, установленные компенсационные выплаты могут не соответствовать реальным затратам на эксплуатацию автомобиля, обеспечение топливом и амортизацию, а доказать свои претензии сотруднику будет непросто.
  • Гражданско-правовой договор с водителем авто. Такая форма закрепления пользования автомашиной в служебных целях применяется для замены трудоустройства водителя и оформления с ним трудового соглашения. То есть, компания заключает с автовладельцем гражданско-правовой договор на предоставление транспортных грузо-пассажирских услуг, оплачивая его согласно взаимным договоренностям. Этот метод также имеет свои плюсы и минусы, которые будут рассмотрены более подробно в пунктах ниже.

Важно

Каким бы образом не было оформлено использование личного автотранспорта на работе, какой бы статус ни был у водителя (зарегистрированное трудоустройство или договор ГПХ), и как бы ни числилось транспортное средство (как личный автомобиль или состоящий на балансе компании), рабочие поездки должны сопровождаться соответствующими документами. Это значит, что на каждую из них должен составляться путевой лист, включающий информацию о прохождении предрейсового медосмотра водителем. Соблюдение этих требований является обязательным для всех — сотрудников предприятия, водителей, работающих по договору ГПХ, а также ИП.

Как компенсируется использование личного автомобиля в служебных целях

Для ряда категорий госслужащих, в том числе сотрудников МВД и СК, предусматривается отдельный порядок компенсирования при использовании их личных автотранспортных средств в целях служебной необходимости.

Для остальных граждан действуют общие нормативы, регламентирующие назначение компенсации и покрытие расходов, связанных с эксплуатацией авто.

Они касаются, в том числе, обложения налогами и бухгалтерского учета данных сумм.

Например, компенсационные выплаты за пользование автомобилем с объемом двигателя до 2 тысяч кубометров не могут быть более 1200 рублей, а с объемом от 2 тысяч и выше — не более 1500 рублей.

Эти лимиты касаются только прямого компенсирования за факт использования личного транспорта. На выплаты компенсаций за эксплуатационные расходы эти нормативы не распространяются.

Важно

При учете средств за покрытие расходов на амортизацию, ремонт и покупку топлива для транспортного средства лимитирование и ограничения не применяются. Расходы на обслуживание учитываются нанимателем по факту.

В отличительные особенности использования личного авто на работе входят:

  • Простое оформление отношений с владельцем транспортного средства. Стороны определяют наиболее удобную для них форму, не заключая множества дополнительных соглашений и документов.
  • При соблюдении правил оформления компенсации выплаты не облагаются НДФЛ.
  • Установить суммы расходов на топливо, ремонт и амортизацию достаточно сложно, для этого требуются дополнительные учетные методы.
  • С учетом особенностей оформления, сотруднику, являющемуся владельцем машины, будет непросто защищать свои права.

Использование личного авто через ссуду

Детали взаимоотношений сторон при оформлении применения личного транспорта в служебных целях регламентированы ст.№689 ГК.

Согласно условиям ссуды, владелец передает компании свое автотранспортное средство в эксплуатацию. При этом ответственность за авто, его обслуживание и ремонт становятся обязанностью нанимателя.

Также при использовании этого метода значительно упрощается учет расходов и исчисление НДФЛ по данной статье затрат.

При этом необходимо предусмотреть два момента — закрепление использования машины за ее владельцем, а также его право на пользование авто для личных нужд.

Особенностями оформления служебного пользования личным автомобилем через ссуду можно назвать:

  • простоту учета затрат на обслуживание и эксплуатацию автомобиля;
  • обязательное перезаключение договора автострахования с владельца на компанию;
  • отсутствие непосредственной компенсации за пользование транспортным средством его владельцу;
  • составление дополнительных кадровых документов для закрепления пользования машиной за ее собственником.

Использование личного авто в служебных целях путем аренды его предприятием у владельца

Один из самых распространенных вариантов оформления частного авто одного из сотрудников для использования на работе является его аренда предприятием у владельца.

Этот вид отношений между автовладельцем и нанимателем является оптимальным для обеспечения максимальных гарантий относительно состояния автотранспортного средства, стабильного вознаграждения владельцу за предоставление авто, а также зачисления автомашины на баланс компании с последующим упрощением учета и налоговой отчетности.

К минусам следует отнести:

  • необходимость уплаты НДФЛ с суммы оплаты аренды владельцу автомобиля;
  • переоформления страхового договора и заключения арендного соглашения.

Дополнительно необходимо составить новые внутренние документы, которые будут регламентировать детали сотрудничества с автовладельцами, предоставляющими свои автотранспортные средства в аренду компании.

Соглашение об аренде при этом должно включать аренду только машины, без услуг водителя. Более подробно изучить условия такой формы сотрудничества можно, ознакомившись со ст.№643 Гражданского Кодекса.

Использование личного авто на службе согласно гражданско-правовому договору

Гражданско-правовой договор на предоставление транспортных грузо-пассажирских услуг является удобной альтернативой оформлению трудоустройства водителя на предприятие.

Таким образом, уже работающий на определенной должности сотрудник дополнительно становится исполнителем услуг, являющихся предметом договора, а компания-наниматель выступает в роли заказчика.

Поэтому в данном аспекте взаимоотношений между компанией и автовладельцем не действуют нормативные положения Трудового кодекса и других актов, регламентирующих отношения нанимателя и работника. Этот момент имеет как ряд достоинств, так и ряд недостатков для обоих участников соглашения.

При использовании договора ГПХ в качестве метода оформления взаимоотношений автовладелец может предоставлять предприятию услуги как автотранспортного средства без водителя, так и с услугами экипажа. Также могут применяться подрядные, субподрядные договорные формы, а также прямое предоставление услуг автотранспортных перевозок.

Для их реализации автовладельцу необходимо иметь право на заключение таких соглашений и выполнение работ, то есть быть зарегистрированным в качестве предпринимателя. Это влечет за собой оформление статуса ИП, и соответственно, затраты времени и денег на получение документов.

Использование личного автомобиля предпринимателем или руководителем ООО

При использовании в служебных целях собственного автотранспортного средства субъектом предпринимательства или руководителем компании целесообразно использовать другие методы оформления. Также обязательно следует помнить, что эти лица также обязаны проходить медосмотры, оформлять путевой лист и сопутствующую документацию, необходимую для служебных поездок.

Чаще всего оформлением путевого листа пренебрегают, особенно если специфика деятельности ИП или компании не связана с перевозками. Поэтому при возникновении спорных ситуаций как руководитель, так и ИП, могут сослаться на личный характер поездки. Естественно, предоставить доказательства цели поездки для обвинения их в нарушении правил оформления поездки будет очень сложно.

Руководитель ООО, хоть единоличный, хоть в составе учредительного собрания, может использовать тот же способ оформления использования автомобиля, что и сотрудники. Это обусловлено тем, что он является одновременно и физлицом автовладельцем, и представителем компании.

Индивидуальный предприниматель не может ни арендовать авто сам у себя, ни сам себе предоставлять транспортные услуги по договору ГПХ. Поэтому все, что он может сделать для упрощения учета расходов и налогов, это зачислить автомобиль на баланс с последующим обслуживанием. Этот же вариант доступен и для руководителя ООО.

Источник: https://finach.ru/polzovanie-lichnym-avtotransportom-v-sluzhebnyh-celjah/

Аренда автомобиля или компенсация за использование автомобиля у сотрудника НДФЛ

Аренда личного автомобиля в служебных целях

В своей практике работодатели берут в аренду автомобиль у своих сотрудников, так как для них такой подход выгоднее, чем покупка нового авто. Законом предусмотрено, что за использование транспортных средств физических лиц в рабочих целях полагается компенсация. Это возмещение заключается в выплате средств за износ, топливо парковку.

Как оформить аренду автомобиля своего сотрудника?

Существует несколько схем, позволяющих арендовать транспортное средство у сотрудника. Мы рассмотрим самые распространенные способы оформления сделки. Также необходимо будет затронуть тему НДФЛ, ведь доходы граждан облагаются налогом. Какой же способ окажется наиболее предпочтительным и наименее затратным для сторон, попробуем разобраться.

Законодательное подтверждение

Ст. 188 ТК предусматривает обязанность работодателя компенсировать расходы сотрудника, который использует личное авто для выполнения служебных обязанностей. ГК закрепляет условия договора аренды транспортных средств. Ст. 632 — 641 ГК РФ рассматривает вопрос аренды с экипажем, а ст. 642 — 649 ГК – без экипажа.

Способы, посредством которых может быть арендовано авто у сотрудника

Работником может быть предоставлено авто для выполнения задач работодателя на таких основаниях:

  • ссуда;
  • компенсация за износ личного авто;
  • аренда.

Есть еще два варианта – передача авто в безвозмездное пользование, лизинг.

Аренда автомобиля или компенсация за использование личного автомобиля, какой вариант предпочтительней?

Каждый из выше перечисленных способов имеет свои достоинства и недостатки. Для того чтоб понять каким вариантом воспользоваться, нужно знать особенности каждого из них.

Вариант первый – ссуда. Он предполагает заключение между организацией и сотрудником договора безвозмездной эксплуатации авто. В таком порядке транспортное средство переходит на баланс предприятия и числится как арендованное имущество. При этом право собственности сохраняется за сотрудником. Эта возможность закреплена в ст. 689 ГК.

В таком варианте фирма получает возможность учета расходов на горюче-смазочные материалы (ГСМ), затрат по текущему и капитальному ремонту.

Более того покрываются расходы могут на оплату технического обслуживания и страхования, мойки и парковки. По факту расходы учитываются точно так же, как и по собственным авто компании.

Точно также проводится и документальное оформление расходов. Вместе с договором ссуды нужно будет оформлять накладные на ГСМ, путевые листы, страховые бумаги.

Но есть в этом варианте и недостатки. Он наименее выгоден и организации, и работнику. Ссуда – порядок безвозмездной передачи прав. В таком случае организации придется включить стоимость аренды в графу внереализованные доходы. Это требование из пункта 8 статьи 250 НК РФ.

При расчете дохода нужно обратить внимание на рыночную стоимость аренды аналогичного имущества. Главный риск заключается в том, что точно просчитать размер дохода и, а значит и вывести НДФЛ невозможно. Сотрудник такой вариант невыгоден тем, что он не получит средств за аренду. Фактически он может претендовать только на компенсацию автомобильных расходов.

Внимание! Вариант выплаты компенсации может быть использован, если ее размеры не выходят за рамки норм, установленных Постановлением Правительства № 92 от 08.02.2002. Как показывает практика, уложиться в предложенные нормативы бывает крайне сложно, что толкает работодателя на подписание договора аренды с сотрудником.

Преимущества ссуды:

  • учет всех расходов на транспортное средство, без всяких ограничений.

Минусы:

  • уплата НДФЛ по договору;
  • риск доначисления налога на прибыль;
  • необходимость оформления дополнительного договора;
  • отсутствие возможности выплаты дополнительного вознаграждения сотруднику;
  • оформление кадровой документации на управление ТС.

Вариант второй – компенсация. Этот способ отличается простотой оформления. В этом случае не потребуется заключать дополнительных договоров. Тут можно обойтись служебной запиской и приказом по предприятию. Кроме того закон не ограничивает сумму расходов за износ авто, но предусмотрены ограничения для компенсационных выплат (за аренду).

Итак, в случае использования легкового авто, в налоговых расходах предусматривается ограниченная нормативами сумма компенсации.

Такое правило должны соблюдать компании, использующие упрощенное налогообложение, а также общую систему (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК, пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК).

Большинство компаний, для того чтоб избежать перерасчета разницы, устанавливают максимальный размер возмещения расходов на амортизацию, что учесть компенсационные расходы.

Постановление Правительства № 92, что от 8 февраля 2002 г. утверждает такие нормативы:

  • для легковых авто с объемом двигателя до 2000 куб. см. включительно — 1200 руб.;
  • для машин, объем двигателя, которых больше 2000 куб. см. — 1200 руб.;
  • для мотоциклов — 600 руб.

Обратите внимание! Нормативы установлены только для мотоциклов, легковых транспортных средств. Следовательно, законом не ограничиваются размеры компенсационных выплат по эксплуатации грузовых авто. Но схема приемлема для компаний, находящихся на общей системе налогообложения.

Упрощенщики находятся в менее выгодном положении. Их закон ограничивает в возмещении компенсации за грузовой автомобиль. В отличие от предприятий на ОСНО упрощенщики работают с закрытым перечнем расходов. А пп. 12 пункта 1 статьи 346.16 НК разрешено учитывать только компенсацию за мотоциклы и легковые транспортные средства.

Плюсы компенсации:

  • отсутствие необходимости заключения дополнительных договоров;
  • возможность оформления дополнительного вознаграждения;
  • отсутствие надобности издания кадрового документа;
  • не облагается НДФЛ и иными налогами.

Минусы компенсации:

  • ограниченный размер компенсации за аренду;
  • споры с учетом расходов на техосмотр, ремонт, ГСМ;
  • риски признания выплат по НДФЛ и другим налогам.

Вариант третий – аренда.

Сразу стоит отметить, что если у работодателя возникла необходимость компенсации износа авто, а также вознаграждения сотруднику, то ему предпочтительней будет использовать вариант аренды.

При оформлении ссуды максимум, что можно будет сделать, так это включить под отчет деньги на топливо. Порядок оформления договора аренды регулируется ст. 633, 643 ГК.

В таком случае удастся учесть расходы на ГСМ и ремонт, страховку и техосмотр. Но есть важное условие: в договор аренды должен быть внесен пункт, что ремонтные расходы (с уточнением типа — текущий, капитальный), техобслуживанию, страхованию несет арендатор.

Обратите внимание! Если сотрудник использует свое личное транспортное средство в служебных целях, то нужно заключать договор аренды без экипажа (это ст. 642 ГК РФ). А уже передавать в аренду машину с экипажем может только лицо, которое оформило с водителем трудовой договор (абз. 2 п. 2 ст. 635 ГК РФ).

При этом законодательство не мешает закреплять арендованный автомобиль за собственником (сотрудником). Для этого нужно создать соответствующий приказ по предприятию. Но опять-таки, есть нюансы. В таком положении существует риск начисления дополнительных страховых налогов, так как договор может быть переквалифицирован в аренду транспортного средства с экипажем.

Плюсы аренды:

  • возмещение неограниченных затрат;
  • дополнительная компенсация для водителя.

Минусы аренды:

  • необходимость оформления дополнительного договора;
  • оформление кадровых документов на управление транспортом;
  • вознаграждение подлежит обложению НДФЛ;
  • риск добавления страховых выплат, когда собственник управляет автомобилем.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.

Источник: https://SocLgoty.ru/kompensatsii/arenda-avtomobilya-ili-kompensatsiya-za-ispolzovanie-avtomobilya.html

Как выгоднее оформить использование сотрудником своего автомобиля (новая редакция)

Аренда личного автомобиля в служебных целях

Плюсы:

  • Учет всех расходов на автомобиль без каких-либо ограничений.

Минусы:

  • Необходимость уплаты налога на прибыль по договору;
  • Риски доначисления налога на прибыль;
  • Необходимость заключения дополнительного договора;
  • Работник не получает дополнительного вознаграждения;
  • Необходимость оформления кадровой документации на управление транспортным средством (ТС).

Первый вариант предполагает заключение с работником-автовладельцем договора безвозмездного пользования машиной.

Соответственно, транспортное средство переходит во владение организации и находит отражение в ее бухгалтерском учете (как и арендованное имущество, оно учитывается за балансом, т.к. право собственности сохраняется за сотрудником — ст. 689 ГК РФ).

Факт владения имуществом дает следующие преимущества: фирма может учитывать расходы на горюче-смазочные материалы (ГСМ), а также расходы по текущему и капитальному ремонту (ст. 695 ГК РФ, подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Кроме того, в расходы на законных основаниях можно включить оплату технического обслуживания, страхования, мойки, парковки и т п. То есть фактически расходы учитываются так же, как и по собственным автомобилям (ст. 695 ГК РФ, подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

В точности таким же, как и по собственному транспорту будет и документальное оформление данных расходов. Для их учета помимо договора ссуды потребуются путевые листы, документы, подтверждающие приобретение ГСМ, оплату услуг по страхованию и т п.

Заполнить путевой лист в сервисе «Путевые листы и ГСМ»

Но не все так безоблачно. Безвозмездное получение права пользования имуществом рассматривается контролирующими и судебными органами как безвозмездное получение имущественного права (см. письмо Минфина России от 19.04.10 № 03-03-06/4/43, п.

 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.05 № 98). Значит, у организации возникает необходимость включить стоимость этого использования во внереализационные доходы (п. 8 ст. 250 НК РФ). Но это всего лишь особенность договора.

А главный риск заключается в том, что точно определить размер этого дохода и, следовательно, точно рассчитать налог на прибыль невозможно. Ведь для этого НК РФ предлагает использовать механизмы определения рыночных цен, которые четкостью и однозначностью не отличаются.

Так что, какую сумму налога не заплати, всегда останется почва для споров.

Теперь давайте посмотрим, что при ссуде происходит с налогами и взносами, касающимися собственника транспортного средства.

Очевидно, что налога на доходы физических лиц в данном случае не возникает, поскольку никаких выплат в пользу сотрудника не производится (договор ссуды — безвозмездный).

По той же причине (выплат по договору не производится) данный договор не порождает обязательств, связанных с уплатой страховых взносов. Но даже если бы они и производились, взносов все равно бы не было.

Ведь согласно пункту 3 статьи 7 Закона № 212-ФЗ* выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, связанных с передачей в пользование имущества, взносами не облагаются.

Надо отметить, что заключение договора ссуды не исключает возможности использования сотрудником автомобиля и в свободное от работы время. Но для этого нужно будет оформить кадровую документацию. В частности, приказ по организации, на основании которого управлять данным автомобилем поручается работнику, являющемуся его собственником.

Кроме того, желательно указать в приказе (или в ином внутреннем документе организации), что машина не обязательно должна храниться в месте нахождения организации. Это позволит сотруднику забирать машину после работы и на выходные дни.

Правда, если планируется делать это постоянно, лучше зафиксировать данное положение непосредственно в договоре, а каждую передачу машины из рук в руки фиксировать актом с указанием показаний одометра, количества топлива в баке и результатов внешнего осмотра автомобиля.

Это поможет избежать проблем с учетом топлива, израсходованного сотрудником во внерабочее время, снимет вопросы по «внеплановому» пробегу и поспособствует урегулированию спорных вопросов, если во время такой «увольнительной» с автомобилем что-то случится.

Вариант 2. Аренда

Плюсы:

  • Учет всех расходов на автомобиль без ограничений;
  • Работник получает дополнительное вознаграждение.

Минусы:

  • Необходимость заключения дополнительного договора;
  • Необходимость оформления кадровой документации на управление ТС;
  • Риск доначисления страховых взносов, если автомобилем управляет собственник;
  • Вознаграждение сотруднику облагается НДФЛ.

Если вы планируете выплачивать работнику вознаграждение за использование личного автомобиля, то договор ссуды не подходит. Ведь по нему никаких выплат быть не может. Максимум, что допускает договор, так это выдачу денег на топливо под отчет.

В такой ситуации можно воспользоваться вторым вариантом и оформить договор аренды автомобиля (ст. 633, 643 ГК РФ). По нему арендатор также может учесть расходы на ГСМ, ремонт, техосмотр и страховку.

Но для этого в договор аренды нужно включить положения о том, что расходы по ремонту (с указанием его типа — текущий, капитальный), техническому обслуживанию и страхованию несет арендатор (ст. 644, 646 ГК РФ, подп. 10 п.

 1 ст. 264 НК РФ).

Вести учет и сдавать отчетность по налогу на прибыль и НДС через интернет

Обратите внимание, что в нашем случае (сотрудник использует свой личный автомобиль в служебных целях) следует заключать договор аренды без экипажа (ст. 642 ГК РФ). Дело в том, что передавать в аренду автомобиль с экипажем может только лицо, заключившее с водителем трудовой договор (абз. 2 п. 2 ст. 635 ГК РФ).

Очевидно, что при аренде авто у собственного сотрудника это условие невыполнимо — иначе сотрудник должен будет заключить трудовой договор сам с собой. В то же время, законодательство не запрещает закрепить арендованную машину за работником-собственником, издав соответствующий приказ по организации (правда, в этом случае существует риск начисления страховых взносов, т.к.

при проверке данный договор могут переквалифицировать в договор аренды транспортного средства с экипажем).

Сама же арендная плата взносами не облагается. Основание — уже упоминавшийся пункт 3 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, где сказано, что выплаты и иные вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, связанных с передачей в пользование имущества, взносами не облагаются.

При этом арендная плата является доходом сотрудника (подп. 4 п. 1 ст. 208 НК РФ), при выплате которого организация должна удержать НДФЛ (ст. 226 НК РФ).

Вариант 3. Компенсация

Плюсы:

  • Не нужно заключать дополнительный договор;
  • Не нужно издавать кадровый документ о поручении сотруднику управлять ТС;
  • Работник получает дополнительное вознаграждение;
  • Выплаты не облагаются НДФЛ и взносами.

Минусы:

  • Ограниченный размер компенсации, которую можно учесть в расходах;
  • Возможны споры по вопросу учета расходов на ГСМ, ремонт и техосмотр;
  • Возможны риски признания выплат объектом обложения НДФЛ и взносами.

В ситуации, когда работнику необходимо не только компенсировать стоимость ГСМ, но и выплачивать вознаграждение за использование личного транспорта, возможен еще один вариант оформления документов. Он отличается простотой, т.к. в данном случае не нужно заключать какой-либо договор.

Достаточно будет служебной записки сотрудника и приказа по организации.

Дело в том, что статья 188 Трудового кодекса говорит, что если сотрудник использует при работе свое имущество, и это происходит с согласия и ведома работодателя, то организация обязана возместить сотруднику расходы, связанные с использованием имущества и выплатить компенсацию за его использование, износ (амортизацию).

Но, применяя этот вариант, нужно учитывать, что максимальный размер компенсации (именно компенсации, а не оплаты ГСМ и прочих расходов!), который можно учесть при налогообложении прибыли, ограничен (подп. 11 п. 1 ст.

264 НК РФ, постановление Правительства РФ от 08.02.02 № 92). Например, за легковое авто с двигателем объемом до 2000 куб. см. компенсация, учитываемая в расходах, не может быть больше 1200 руб. в месяц.

А для более мощных авто — 1500 руб. в месяц.

А вот НДФЛ и взносами компенсация не облагается независимо от того, в каком размере она выплачивается. Ведь ни статья 217 НК РФ, ни статья 9 Закона № 212-ФЗ не содержат каких-либо ограничений по размеру компенсаций (см. письмо Минфина России от 31.12.10 № 03-04-06/6-327 и определение ВАС РФ от 05.08.11 № ВАС-8118/11).

Не облагаются «зарплатными» налогами и суммы, выплачиваемые сотруднику для компенсации его расходов на ГСМ, ремонт и техосмотр, т. к. они не являются вознаграждением и не образуют доход работника. При этом данные суммы в полном размере учитываются в расходах. Для них в Налоговом кодексе каких-либо лимитов не установлено (п. 49 ст.

264 НК РФ). Правда, Минфин считает, что затраты на ГСМ, техническое обслуживание и текущий ремонт уже учтены при расчете предельных размеров компенсации (письмо от 16.05.05 № 03-03-01-02/140).

Однако такой подход противоречит статье 188 ТК РФ, которая предусматривает два вида выплат сотруднику, использующему свое имущество в интересах работодателя.

Однако такой вариант оформления, как выплата компенсации, не лишен рисков. Риск возникает в ситуации, когда работник использует в служебных целях автомобиль, собственником которого, согласно данным ГИБДД, является другое лицо.

То есть, проще говоря, с ситуацией, когда работник управляет автомобилем «по доверенности». Последние разъяснения Минфина исходят из того, что в подобном случае суммы, выплачиваемые сотруднику, нельзя считать компенсацией, выплачиваемой на основании статьи 188 ТК РФ.

А значит, такая выплата должна облагаться НДФЛ и взносами (см. письмо Минфина России от 21.09.11 № 03-04-06/6-228).

Такой подход, кстати, налагает дополнительные обязанности на организацию и в той ситуации, когда сотрудники используют для работы свои собственные автомобили. Ведь Минфин требует, чтобы в организации были документы, подтверждающие, что работник, получающий компенсацию, является собственником автомобиля. А значит, у работников нужно требовать ПТС и снимать с него копию.

Надо отметить, что, на наш взгляд, подобный подход Минфина не соответствует логике законодателя. В статье 188 ТК РФ  намеренно использован термин «личное», а не «собственное».

Мы считаем, что это сделано именно для того, чтобы без лишних формальностей отделить имущество, принадлежащее работнику, от имущества организации. И при этом совершенно неважно, на каком именно праве принадлежит имущество сотруднику. Главное, что оно не принадлежит организации.

Минфин же, на наш взгляд, искажает логику законодателя, подменяя понятия. Понятно, что отстаивать свою правоту при наличии подобного письма Минфина, организации придется в суде.

Поэтому, если сотрудник пользуется автомобилем «по доверенности», а организация не хочет втягиваться в разбирательства, то ей стоит избрать другой способ оформления использования автомобиля сотрудника в служебных целях.

* Федеральный закон от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/beginner/2012/6/6156

Как оформить компенсацию за использование личного транспорта работнику

Аренда личного автомобиля в служебных целях

1.

Какие выплаты полагаются работнику в связи с использованием личного автомобиля в служебных целях.

2. Какими документами оформляется использование личного транспорта сотрудником и выплата компенсации.

Мы живем в век скоростей, поэтому наличие автомобиля у работника – это зачастую не роскошь, а производственная необходимость. Многие сотрудники имеют разъездной характер работы (менеджеры по продажам, торговые представители, выездные специалисты по обслуживанию клиентов и т.д.), то есть результат их труда напрямую зависит от степени мобильности.

Однако не каждый работодатель имеет достаточно ресурсов, чтобы обеспечить своих работников служебным транспортом, поэтому все чаще требуются сотрудники с личным автомобилем. В этой статье предлагаю разобраться, как правильно оформить и компенсировать использование личного транспорта работнику.

А в следующей статье выясним, как учесть суммы компенсации в целях налогообложения и начисления страховых взносов.

Основания для начисления компенсации за использование личного автомобиля

В соответствии со ст. 188 ТК РФ работнику при использовании личного имущества, в том числе личного автомобиля, с согласия и в интересах работодателя предусмотрены следующие выплаты:

— компенсация за использование и износ (амортизацию) личного имущества;

— возмещение расходов, связанных с эксплуатацией личного имущества.

Компенсация за использование работником личного транспорта обычно устанавливается в твердой сумме за месяц, независимо от числа календарных дней в месяце.

Однако следует учитывать, что за периоды, когда работник фактически не исполнял свои служебные обязанности (находился в отпуске, на больничном и т.д.), компенсация не должна начисляться.

Что касается возмещения расходов, связанных с использованием работником личного имущества в трудовой деятельности, то в случае использования личного транспорта, к таким расходам могут относится, например, затраты на бензин, мойку автомобиля, ремонт.

Согласно ТК РФ конкретные суммы компенсации и возмещения, а также условия их выплаты работнику должны быть прописаны в соглашении между работником и работодателем. Таким образом, мы вплотную подошли к вопросу документального оформления использования работником личного транспорта в служебных целях.

Для начисления работнику компенсации за использование личного автомобиля в служебных целях и возмещения расходов, связанных с таким использованием, необходимы следующие документы:

1.

Локальный нормативный акт организации, согласно которому работодатель устанавливает разъездной характер работы для определенных должностей, критерии разъездного характера работы сотрудников, общие условия начисление компенсаций и возмещения расходов. Например, к таким документам могут относиться Положение о разъездном характере работы, Приказ руководителя об утверждении перечня должностей с разъездным характером работы.

Поскольку законодательство не дает определения, что такое разъездной характер работы, то работодатель должен самостоятельно установить критерии разъездного характера работы.

Так, в Положении можно прописать, что «разъездным считается характер работы, при котором сотрудник более 5 часов в течение рабочего дня проводит в поездках за пределами территории работодателя» или «при разъездном характере работы сотрудник для исполнения своих служебных обязанностей регулярно (не реже 7 раз в течение рабочей недели) совершает поездки за пределы территории работодателя». Утвердить перечень должностей с разъездным характером работы целесообразно отдельным приказом, поскольку перечень периодически может пополняться или изменяться, а издать новый Приказ проще, чем вносить изменения во все Положение.

! Обратите внимание: разъездной характер работы предполагает регулярные поездки сотрудника при исполнении своих трудовых функций, а не разовые. То есть командировки раз в месяц не могут расцениваться как разъездной характер работы. Указание на разъездной характер работы обязательно должно содержаться в трудовом договоре с работником.

2. Должностная инструкция сотрудника.

В должностной инструкции должны быть четко прописаны трудовые обязанности, предполагающие регулярные поездки. Например, такие обязанности, как выезд к клиентам для устранения неполадок (установки, настройки и т.д.), выезд к потенциальным клиентам для проведения переговоров (демонстрации продукции, заключения договоров), доставка корреспонденции контрагентам и другие обязанности.

3. Соглашение между работником и работодателем об использовании личного транспорта в служебных целях.

Такое соглашение может содержаться в трудовом договоре, а может быть оформлено как отдельное дополнительное соглашение к трудовому договору.

Я рекомендую второй вариант, поскольку условия соглашения могут изменяться (при покупке нового автомобиля, при изменении суммы компенсации или размера возмещения расходов), и гораздо удобнее в этом случае просто сделать новое дополнительное соглашение, чем вносить изменения в пункты трудового договора.

В Соглашении об использовании личного автомобиля в служебных целях необходимо зафиксировать следующую информацию:

  • Характеристики транспортного средства (тип ТС (легковой, грузовой), марка, год выпуска, регистрационный знак, рабочий объем двигателя и другие существенные характеристики);
  • Размер компенсации;
  • Расходы, которые подлежат возмещению, их размер (или порядок расчета) и порядок подтверждения;
  • Порядок и сроки выплаты компенсации и сумм возмещения расходов.

К Соглашению необходимо приложить копию паспорта транспортного средства и копию свидетельства о государственной регистрации транспортного средства. В том случае, если работник управляет автомобилем, не принадлежащим ему на праве собственности, помимо перечисленных документов требуется копия полиса ОСАГО, в который вписан данный сотрудник.

Скачать Образец соглашения об использовании личного транспорта в служебных целях

4. Приказ руководителя об установлении компенсации за использование личного транспорта и порядке возмещения расходов, связанных с его использованием.

Приказ составляется на основе Соглашения об использовании личного транспорта в служебных целях, закрепляет ответственных лиц и служит основанием для начисления и выплаты компенсации и возмещения расходов сотруднику.

Скачать Образец приказа о возмещении расходов в связи с использованием личного транспорта

5. Документы, подтверждающие фактическое использование работником личного транспорта в служебных целях и величину расходов, понесенных в процессе такого использования. Унифицированные формы таких документов, обязательные для применения, отсутствуют, поэтому работодатель вправе самостоятельно их разработать и утвердить.

Например, фактическое использование работником личного транспорта в трудовой деятельности могут служить путевой лист (по форме работодателя), ведомость разъездов сотрудника в служебных целях. Главное, чтобы эти документы содержали следующую информацию:

  • информацию о работнике и о транспортном средстве (на основе Соглашения);
  • информацию о маршруте следования с указанием пунктов назначения и километража. Маршрут следования должен однозначно свидетельствовать о служебном характере поездок.

Для возмещения сотруднику расходов, связанных с эксплуатацией личного автомобиля в служебных целях, необходимы документы, подтверждающие такие расходы:

  • чеки АЗС, чеки или квитанции услуг мойки машины, ремонтных работ и т.д.;
  • расчет произведенных расходов в денежном выражении. Например, расход топлива будет рассчитываться исходя из километража, подтвержденного документально, цены, указанной в чеках, и норм расхода топлива, утвержденных в Соглашении об использовании личного транспорта в служебных целях.

Наличие документов, перечисленных выше, является необходимым и достаточным условием для начисления и выплаты работнику компенсации за использование личного транспорта в служебных целях.

Кроме того, надлежащее документальное оформление позволит Вам избежать претензий со стороны налоговой инспекции и внебюджетных фондов.

А о том, как облагается страховыми взносами и НДФЛ компенсация за использование личного транспорта работникам читайте в следующей статье.

Законодательные  нормативные акты:

Трудовой кодекс РФ

Все Кодексы РФ опубликованы на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/

Источник: http://buh-aktiv.ru/kak-oformit-kompensatsiyu-za-ispolzovanie-lichnogo-transporta-rabotniku/

Договор аренды автомобиля у сотрудника организации — учет и налоги

Аренда личного автомобиля в служебных целях

Здравствуйте, уважаемые подписчики! Сегодня рассмотрим случай аренды автомобиля у сотрудника, надо ли платить ему компенсацию? Удерживать ли НДФЛ и так далее.

Я часто сталкиваюсь с такими случаями, так как автомобиль есть почти у каждого и сотрудники часто используют его в служебных целях, это достаточно выгодно, так как не нужно покупать автомобиль на предприятие.

Расскажите, а вам предприятие платит компенсацию за то, что вы работаете на своем автомобиле?

Используем автомобиль сотрудника на предприятии. Что выбрать — компенсацию или аренду?

В этом случае выручают сотрудники с личными автомобилями. И тут возникает вопрос: как оформить эксплуатацию транспортного средства работника в служебных целях? Возможны два варианта возмещения расходов работника:

  • выплата компенсации за использование личного легкового автомобиля для служебных поездок;
  • заключение договора аренды транспортного средства (без экипажа либо с экипажем).

Оценим основные плюсы и минусы каждого из этих способов.

Выплачиваем компенсацию

Если работник использует собственное авто по служебной необходимости, организация может выплатить ему компенсацию. Как правило, в эту сумму уже входит возмещение затрат по эксплуатации (амортизация, затраты на ГСМ, техобслуживание и текущий ремонт). Компенсация выплачивается на основании следующих документов:

  • приказа руководителя организации, в котором указываются размеры компенсации (в зависимости от интенсивности использования);
  • документов, подтверждающие наличие у работника личного автомобиля (копия ПТС – если используется личный автомобиль; копия доверенности на управление транспортного средства – если работник управляет автомобилем по доверенности);
  • путевых листов (или иных документов), подтверждающих факт использования личного автомобиля в служебных целях.

При выплате компенсации стоит учитывать несколько моментов:

  •  компенсация выплачивается только в тех случаях, когда автомобиль используется в производственной деятельности, связанной с постоянными служебными разъездами в соответствии с должностными обязанностями работника;
  • размер компенсации не зависит от количества календарных дней в месяце;
  • в те периоды, когда автомобиль не эксплуатируется в связи с отсутствием работника на рабочем месте (отпуск, командировка, больничный), компенсация не выплачивается.

В целях налогообложения прибыли законодательством предусмотрены нормы расходов на выплату компенсации. Размер компенсации зависит от технических параметров транспортного средства

Тип транспортного средстваПредельные нормы компенсации в месяц, руб.
Легковые автомобили с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см включительно1200
Легковые автомобили с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб. см1500
Мотоциклы600

Компенсация (в пределах установленных норм) уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Кроме того, сумма компенсации не облагается НДФЛ и страховыми взносами.Как быть, если большую часть рабочего дня сотрудник находится в разъездах? А ведь именно так чаще всего и происходит.

Получается, что установленная законодательством норма компенсации покрывает лишь малую долю фактических расходов на эксплуатацию автомобиля. В этом случае работнику невыгодно получать компенсацию. Что делать? Заключить с ним договор аренды транспортного средства.

Заключаем договор аренды

Если решено взять автомобиль сотрудника в аренду, нужно оформить следующие документы:

  • договор аренды транспортного средства. К нему должны быть приложены копии правоустанавливающих документов на автомобиль (ПТС, талон техосмотра и др.);
  • акт приема-передачи автомобиля;
  • путевой лист.

Остановимся на каждом из документов более подробно.Взять автомобиль в аренду можно с экипажем (за рулем – собственник авто) либо без. Причем в договоре аренды нужно четко прописать, какие расходы несет арендодатель, а какие – арендатор.Рассмотрим основные виды затрат, которые могут возникнуть при аренде транспортного средства.

Договор аренды автомобиляс экипажемДоговор аренды автомобилябез экипажа
Услуги по управлению и технической эксплуатации автомобиляПредоставляются арендодателемНе предоставляются арендодателем
Обязанности по поддержанию автомобиля в надлежащем состоянии (включая текущий и капитальный ремонт)Исполняется арендодателем.Договором может быть предусмотрено иноеИсполняется арендатором
Оплата труда водителяВозлагается на арендодателя.Договором может быть предусмотрено иноеВозлагается на арендатора.Договором может быть предусмотрено иное
Страхование автомобиля и ответственность за ущерб, который может быть нанесен этим транспортным средствомПроизводится арендодателем.Договором может быть предусмотрено иное.Возлагается на арендатора.Договором может быть предусмотрено иное
Расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией автомобиля (стоимость ГСМ, расходных материалов и т. п.)По соглашение сторон

Обратите внимание! Заключать договор аренды в случае, если в рабочее время автомобиль используется для нужд работодателя, а в оставшееся – на усмотрение работника, неграмотно с юридической точки зрения. Дело в том, что нельзя передавать имущество в аренду с девяти до восемнадцати и забирать обратно с восемнадцати до девяти.

Кроме того, при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил (с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором).

Но как может арендатор брать на себя какие-либо обязательства, связанные с состоянием автомобиля в день возврата, если он не контролирует использование автомобиля в нерабочее время? Таким образом, оформление договора аренды более уместно в случаях, когда сотрудник временно не использует принадлежащий ему автомобиль и готов предоставить его предприятию на возмездной основе.

Кроме договора, в обязательном порядке должен быть оформлен и акт приема-передачи автомобиля. Форму акта стороны вправе разработать самостоятельно. Вместе с тем в ней должны быть все основные реквизиты, предусмотренные п.2 ст.9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а именно:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование организации, от которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименования должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  • подписи указанных лиц.
Акт приема-передачи автомобиляг. Челябинск                                                                                                                                            11 января 2010 годаНастоящим актом Плюшкин И. П., паспортные данные: _____________________________________, проживающий по адресу __________________________ и именуемый в дальнейшем Арендодатель, с одной стороны, и ООО «Импульс» в лице директора Маркина П. П., действующего на основании Устава, именуемый в дальнейшем Арендатор, с другой стороны, подтверждают следующее:ТИП ТС:Марка, модель:Идентификационный номер (VIN):Год выпуска ТС:Модель, номер двигателя:Шасси (рама) №:Кузов №:Цвет:Мощность двигателя:Рабочий объем двигателя:Серия и ГТД:Паспорт ТС:Выдан:Выявлены следующие повреждения:1. В соответствии с п.___ Договора аренды автомобиля от ___, заключенного между Арендодателем и Арендатором, Арендодатель передал Арендатору автомобиль.

2. Настоящий Акт составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из сторон.Арендодатель:                                                                                                                                                 Арендатор:

Для того чтобы подтвердить расходы на приобретение ГСМ, организация должна составлять путевые листы. Как правило, компании, арендующие автомобили у сотрудников, не являются автотранспортными.

Форму путевого лица они могут разработать самостоятельно. Учтите лишь, что любой первичный документ должен содержать все реквизиты, предусмотренные п.2 ст.9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г.

№ 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

В путевом листе желательно зафиксировать и такие данные, как показания одометра (пробег в километрах) на начало и конец дня и маршрут следования автомобиля.

Контролирующие органы считают, что без этих сведений невозможно просчитать расход бензина, который учитывается при исчислении налога на прибыль (чеки АЗС подтверждают лишь приобретение ГСМ, но не его расход), ни сделать вывод о производственном характере поездки.

Образец Путевого листа легкового автомобиля

Путевой лист легкового автомобиля № 13за январь 2010 г.

Организация ООО «Импульс», г. Челябинск, ул. Красная, 2, тел. (351) 222-22-22

Автомобиль  Nissan Almera А999АА 174

Дни исполь-зования автомобиляФ.И.О. работника№ водитель- ского удосто-веренияМаршрут следованияПоказания одометра (км), время (ч., мин.)Общий пробег (км)Приобретенные ГСМПодпись работника
выездавозвратавид, коли-
чество (л)
Стои-
мость (руб.)
11.01.2010 г.Маркин А. А.74 КМ№ 123456г. Челябинск, ул. Красная, 2 – Троицкий тракт, 10аи обратно0411009.0004112012.0020БензинАИ-92, 250Маркин

Источник: http://blognalog.com/uchet/dogovor-arendyi-avtomobilya-u-sotrudnika-organizatsii-uchet-i-nalogi.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.